Папки-передвижки

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал»

Шевченко Наталья Юрьевна
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал»

Пояснительная записка: Представленная программа отражает работу по проблеме нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения, которое всегда вызывало повышенный интерес общества, и сегодня она приобрела новый смысл и актуальность. Это обусловлено не только социально - экономическим кризисом в России, но кризисом отдельной личности, кризисом семьи и семейного воспитания, т. к. семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе.

Публикация «Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию „Дом — начало всех начал“» размещена в разделах

Программа построена на основе общедидактических и развивающих принципов, принципов целеполагания с учетом компетентностного подхода, нацелена на формирование основ нравственного воспитания.

В программе реализуется целостный подход с использованием разнообразных методов воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферу, которая естественно и гармонично наполняет его мировоззрение.

Цель программы : Развитие базиса личностной культуры ребенка через социокультурную среду и включение личности в социальную активность социума.

Задачи программы :

1. Сформировать у детей понятие о своем «Я», о том что каждый человек - уникальная личность со своими отличительными чертами характера.

2. Дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые.

3. Обогатить знание детей о родном крае (малой родине). Родине -стране, дать знание о символике нашего государства.

4. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором. Народным календарем, русскими народными играми.

Принципы построения программы :

1. Сотрудничества и единства;

2. Гуманистический;

3. Ценностно - ориентированный;

4. Культуросообразности;

5. Диалог культур;

6. Природосообразности;

7. Деятельностный подход;

8. Толерантности;

9. Взаимодействия с семьей как механизма передачи культуры.

В основу программы легли положения, разработанные в отечественной педагогике: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Л. Ф. Островской, Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой, В. И. Логинова, М. В. Крулехт.

Содержание программы построено по принципу проектного метода и ориентировано на создание психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка, формирование у него нравственно - устойчивой ценностной личности. В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. о том, что, в вести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Основываясь на теоретических разработках, была создана модель воспитательного пространства проект «Дом начало всех начал», который рассчитан на 4 года (с младшей до подготовительной к школе группы). Разработана целостная система работы по гражданско - патриотическому воспитанию :

• Блоки занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;

• Перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учетом регионального компонента;

• Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором;

• Конспекты занятий по блокам.

Программа «Дом начало всех начал» состоит из следующих блоков:

1. «Кто - кто в теремочке живет»

2. «Мы - наследники»

3. «Аленушкины посиделки с родителями»

Программа является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строится весь процесс их обучения и воспитания.

Содержание программы I блок - «Кто кто в теремочке живет»

Цель: формирование способов познания своего образа «Я», ознакомления со своими правами и воспитания у ребенка любви к семье.

Задачи:

1. Развивать представление о себе, о сомоценности своего «Я»

2. Сформировать у ребенка представление о правах человека;

3. Формировать уважительное отношение к окружающим людям и способы воздействия с другими людьми;

4. Сформировать социальный опыт в деятельности, в проблемных ситуациях и общении;

5. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому

саду.

Содержание блока «Кто-кто в теремочке живет?» реализую по темам: «Здравствуйте, это я!», «Я и моя семья», «Я+ты=друзья», «Я и мои права» и т. д. в этом блоке формирую представления детей о себе, своей семье, друзьях, соседях, знакомлю с основами избирательного права, формирую правовое сознание детей : право на имя, право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на то, что можно создать свою собственную детскую организацию или кружок. Всю работу по содержанию реализую через игровую, познавательную, художественно-продуктивную, проблемно-поисковую деятельность детей.

Играя, дети были включены в такие социальные отношения, которые давали возможность приобрести не только знания, но и важные деловые нравственные качества. К тому же они воспитывают в детях чувство ответственности, интерес к жизни. (Приложение № 1)

II блок - Мы наследники

Цель: способствовать развитию личностной культуры ребенка через социокультурную среду.

Задачи:

1. Развивать историческую память, интерес к своим корням.

2. Развивать познавательный интерес, потребность в познании, культурно — исторических ценностей, развития творческой активности и художественных способностей.

3. Побуждать у детей светлое чувство радости, раскрывать мудрость человечества через знакомство с книгой.

4. Создать условия для развитии ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества в процессе сотрудничества со взрослыми.

5. Укреплять духовное и физическое здоровье ребенка.

Мы - наследники. Работа на базе культурных учреждение. Музей детского сада,музей им. Сампилова, музей природы Бурятии, детская библиотека

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родному дому и семье, к родной природе, истории и культуре страны.

Они знакомятся с удивительным миром музейных предметов, с основными правилами поведения в музее. Очень любят выступать в роли экскурсовода, активно приспосабливаются к окружающей среде музея, если используются наряду с традиционными формами общения с детьми народный фольклор, сказки, игры с элементами театрализации, творческие задания, викторины.

Музей постоянно пополняется. Наши воспитанники и их родители так же приносят старинные предметы и фотографии в музей.

Посещения музея помогают воспитывать у детей любовь к родным местам, бережное отношение к памятникам истории и культуры к традициям и обычаям своего народа, позволяют детям и их родителям ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками.

Музей дарит детям удивительные открытия, во время посещения они познают прошлое для того, чтобы выбрать достойное будущее для себя и России. (Приложение № 2)

IIIблок - «Аленушкины посиделки»

Цель:возрождение традиций семейного воспитания.

Задачи:

1. Изучать семьи воспитанников

2. Объединять детей и родителей на основе общего интереса к миру семьи, ее реликвий и ее родословной.

3. Укреплять связь поколений, формировать правильную нравственную позицию.

4. Повышать правовую и психолого - педагогическую культуру родителей.

5. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Работу по программе «Дом- начало всех начал» важно осуществлять комплексно: используя экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, встречи со знаменитыми горожанами, ветеранами Вов и труда, игры, викторины, музыкальную, физкультурную деятельность, художественно - продуктивную деятельность, уход за животными и растениями, конкурсы, семейные праздники, просмотр видеофильмов, участие в трудовых акциях по благоустройству площадок детского сада.

Работа строится в игровой форме с акцентом на личный опыт ребенка.

Большое внимание уделяется работе с семьей, так как она является важнейшим фактором, движущей силой, которое воспитывает детей. Семья-это источник которое питает душу ребенка. В своей деятельности использую разнообразные формы работы с родителями: общие, индивидуальные, наглядные.

Планируется работа по приобщению родителей по воспитанию детей по средствам художественной литературы.

Выпускать журнал для детей детского сада.

В честь дня победы родители писали рассказы о фронтовиках особенно огромный интерес вызвало у детей чьи прадедушки воевали.

Многие семьи вовлечены в физкультурно-оздоровительную работу итогом этой работы Мама папа я спортивная семья.

Интересным считаю в работе с родителями мини центры по интересам. Результатом этой работы станет изготовления гербария травянистых растений нашего края. Таким образом содержательное общение с родителями создает благоприятные условия для все стороннего развития детей, вызывает у родителей огромный интерес к воспитанию своего ребенка. (Приложение №3)

Предполагаемый результат:

1. Сформированность осознанною представлений у детей о правах человека.

2. Сформированность отношений детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества на более высоком уровне.

Межличностные общения на более высоком уровне.

3. Адекватное поведение в социуме, поступки носят нравственный характер.

4. Приобретение навыков толерантного отношения людям старшего поколения.

5. Приобретения навыков по оказанию посильной помощи нуждающимся людям, объектам природы.

6. Формирование бережного отношения к предметам старины, искусства, природе.

7. Самостоятельное отражение результатов деятельности в рисунках, рассказах.

Педагогическая культура родителей по семейному воспитанию детей на более высоком уровне.

Список литературы:

1. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа история родного края. - Ростов н/ Д: БАРО «Пресс» 2003 г.

2. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М. : «Айрис -Пресс», 2000г

3. Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». - М. : «Просвещение», 2004г

4. Большая энциклопедия для дошкольников // редактор Н. Жильцова. М: ОЛМА-Пресс, 2004г

5. Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М. Рассказы по родной истории. - М. : «Просвещение»2000г

6. Дыбина О. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. - М. : ТЦ Сфера 2002г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание № 3» Издательский дом «Воспитание дошкольника». - М. : 2005г

8. Журнал «Ребенок в детском саду № 1» Москва издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005г

9. Зенкевич - Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказке терапии. СПб «Речь», 2000г

10. Иванова В. И. Библиотека серии книг «Для девочек». - М. : 2000г

11. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -СПб: «Детство Пресс», 2002г

12. Науменко Г. И. - М. : «Детская литература», 2000г

13. Навицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2004г

14. Орлова А. И. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир Академия, 2005г

15. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. Евдокимова Е. С., Волгоград, 2008г

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Бусинки» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва Школа 1002 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста не посещающих ДС Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию для детей раннего возраста не посещающих детский сад.

Дополнительная программа для детей старшего возраста. Студия танца «Каблучок» Основы любви к музыке, этому величайшему из искусств, закладываются в детском возрасте. И важно не упустить этот период. Через движение.

Дополнительная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Поклонимся великим тем годам!» БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №258» «Поклонимся великим тем годам!».

Дополнительная развивающая программа по правовому воспитанию «Школа правовых наук» Пояснительная записка Актуальность программы: Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен.

Программа по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста Описание программы развития ребенка в ДОУ Нами было решение разработать программу трудового воспитания детей дошкольного возраста. Наша.

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни. Д. Родович Жизненный.

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Дата тема задачи содержаниесентябрь «Цветы на участке.

Презентация «Дополнительная общеразвивающая программа «Узнавай-ка» для работы с детьми младшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется дополнительная общеразвивающая программа «Узнавай-ка». Дополнительная программа дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 06:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД