Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»

Наталья Ковалёва
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»

Содержание

1. Пояснительная записка….3

- новизна, актуальность…. 3

- цель программы….3

- задачи программы….4

- отличительные особенности программы…4

- ожидаемые результаты….5

- форм подведения итогов…. 5

2. Учебно-тематический план

-перечень разделов, содержание, методическое обеспечение

(методы и приемы…. 6-10

Пояснительная записка

Программа кружка «Краеведы» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных качеств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственных способов познания.

Актуальность программы

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важнейших качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Цель программы

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Задачи программы

1. Побуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа.

2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, в предметах быта, в названиях улиц).

3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.

4. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, детскому саду, родной улице, городу.

5. Познакомить детей с наиболее важными событиями в истории Руси, её героями.

Отличительные особенности программы

Настоящая программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные особенности и возможности детей среднего дошкольного возраста и строится по четырем направлениям:

- народокраедение;

-экокраеведение.

Направление народокраедение включает в себя:

- приобщение детей к истории русской-народной культуры;

- расширение кругозора детей через «Горницу» созданную силами педагогов и родителями в ДОУ.

Направление экокраеведение включает в себя:

- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу.

Ожидаемые результаты

• Формирования у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности за судьбу отечества, готовность к его защите.

• Накопление жизненного опыта в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.

Форма подведения итогов

Итоговое занятие в форме викторины «Колесо истории».

Учебно-тематический план

Тема

Вид занятий Задачи Методы и приемы Дата

проведения

«Путешествие по улицам города»

(экскурсия) Обобщать знания детей об улицах города.

Развивать любознательность, инициативность.

Вызвать у детей Рассказ воспитателя

Беседа с детьми. 1 неделя

«Герб города Бор»

(тематическое) Познакомить детей с гербом города Бор

Развивать интерес к символике города.

Воспитывать способность к творческому самовыражению. Рассматривание герба. Просмотр видеофильма.

Чтение художественной литературы.

Звукозапись «Милый наш Бор» 2 неделя

«Наш город большой и красивый»

(интегрированное) Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.

Развивать умение составлять короткие рассказы по образцу.

Воспитывать чувство гордости за родной город. Рассматривание альбома с иллюстрациями.

Игра «Путешествие по городу».

Игровая ситуация.

Постройка знакомых зданий из конструктора. 3 неделя

«Праздник малая родина» Закрепить знания детей о родном городе. 4 неделя

«Мой папа»

(тематическое) Рассказывать детям о взаимоотношениях между ребенком и отцом.

Развивать интерес к миру взрослых людей.

Воспитывать доброжелательное отношение к своей семье. Чтение стихов о папе.

Беседа о профессиях пап. 1 неделя

«Моя мама лучше всех»

(беседа – досуг) Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим. Беседа о мамах.

Рассказы детей.

Игра «Мамочка»

Работа детей по художественному творчеству

«Подарок маме» 2 неделя

«Бабушка и дедушка в семье»

(комплексное) Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим, стремление помогать им. Рассматривание иллюстраций.

Беседа о старших членах семьи.

Чтение художественной литературы

Игра: «назови ласково» 3 неделя

«Я и моя семья»

(круглый стол с родителями) Учить детей рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми.

Воспитывать у ребенка уважение к себе. Составление рассказа о себе и своей семье.

Предварительная работа с родителями по составлению семейного древа.

Игра: «Назови ласково»

Чаепитие с родителями. 4 неделя

«Посиделки»

(экскурсия в горницу) Учить употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки.

Формировать образную речь.

Воспитывать интерес к народному быту. Рассматривание предметов быта.

Рассказ воспитателя.

Вопросы к детям.

Художественное слово.

1 неделя

«В гостях у хозяюшки»

(экскурсия в горницу) Познакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать у детей любознательность. Художественное слово.

Рассказ воспитателя.

Пение песен.

Игровая ситуация. 2 неделя

«Как живут в деревне? Добрые избы»

(интегрированное) Учить детей изображать «лицо» рубленой избы с помощью мазка-бревнышка, украшать её оконцами.

Развивать у детей интерес к жизни на Руси.

Воспитывать интерес к русскому быту. Рассматривание альбома с иллюстрациями.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность детей. 3 неделя

«У самовара»

(развлечение) Учить употреблять в разговорной речи знакомые пословицы и поговорки.

Продолжить формировать образную речь.

Воспитывать любовь к русской культуре Игровая мотивация.

Художественное слово (загадки, пословицы, поговорки).

Пение русских народных песен.

Использование предметов русского быта 4 неделя

«Как появился Нижний Новгород»

(тематическое) Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.

Развивать интерес возникновения Нижнего Новгорода. Рассказ воспитателя.

Рассматривание альбома, иллюстраций. 2 неделя

«Достопримечательности Нижнего Новгорода»

(комплексное) Продолжать формировать представления о Нижнем Новгороде.

Закреплять знания о достопримечательностях города (кремль, пл. Горького, памятники и т. д.).

Воспитывать любознательность и активность в познании.

Игровая мотивация.

Составление с детьми рассказов о Нижнем Новгороде.

Дидактическая игра: «Узнай памятные места города» 3 неделя

«Путешествие по красивым местам Нижнего Новгорода»

(игра-путешествие) Научить узнавать по фотографиям знакомые места и называть их. Рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми. 4 неделя

«Реки Волга и Ока»

(интегрированное) Сформировать представления о месторасположении Нижнего Новгорода (на слиянии двух рек Волги и Оки)

Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение)

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Игровая ситуация

Слушание рассказа «Наши реки»

Игра: «Путешествие на корабле»

Продуктивная деятельность детей. 1неделя

Викторина «Что, где, когда»

Обобщить знания детей о Нижнем Новгороде Игровая мотивация.

Вопросы.

2 неделя

«Городецкая роспись»

(интегрированное) Знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров.

Развивать желание детей подражать народным мастерам. Рассказ воспитателя о Городецкой росписи.

Продуктивная деятельность детей. 3 неделя

«Русская матрешка»

(игра-путешествие) Познакомить детей с возникновением семёновской матрешки. С трудом мастеров.

Развивать способность к эстетическому восприятию. Игровая мотивация.

Худ. Слово.

Проблемная ситуация.

Игра: «Волшебный сундучок» 4 неделя

«Москва столица нашей Родины»

(тематическое) Познакомить детей с главным городом России – Москвой.

Сформировать представление о Москве как о столице нашей Родины.

Воспитывать патриотические чувства. Беседа.

Рассматривание иллюстраций. 1неделя

«Россия – наша Родина»

(комплексное) Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Рассказ воспитателя о России.

Художественное слово (Стихи о Родине)

Чтение рассказа К. Д. Ушинского о Родине. 2 неделя

«Мы россияне»

(тематическое) Формировать понятие «гражданин».

Продолжать развивать у детей представления о России.

Воспитывать чувство гордости за свою страну. Рассматривание иллюстраций с видами родной природы.

Беседа.

Чтение книги Т. Коти «Моя первая книга о России. 3 неделя

«Государственные символы России»

(тематическое) Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гербе.

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине. Рассматривание флага и герба России.

Вопросы.

Слушание гимна России.

Чтение стихов о России. 4 неделя

«Что мы знаем о России»

(викторина) Обобщить и систематизировать знания детей о России. Игровая мотивация.

Вопросы.

Игры:

«Жилое – нежилое»

«Когда это было?»

«Узнай наш герб, флаг» 1 неделя

Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству. 2 неделя

Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа. 3 неделя

«Откуда есть пошла земля русская»

(беседа) Дать детям первоначальные знания о первых главных городах Киеве, Новгороде: о работе и отдыхе славян.

Вызвать интерес к истории, уважение к предкам. Рассматривание иллюстраций.

Чтение поэмы А. Блока «Скифы»

Обсуждение поэмы. 4 неделя

«Кто такие славяне?»

(беседа – досуг) Развивать историческую память, представления о доброте и красоте. Рассматривание картин.

Вопросы на закрепления знаний детей. 1неделя

«Боевая слава нашего народа»

(игра – викторина ко Дню Победы) Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Художественное слово.

Игровая мотивация.

2 неделя

«Богатырская Русь»

(комплексное) Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

Формировать и воспитывать историческую память. Чтение из отрывка былины «Илья Муромец»

Рассматривание картины «Богатыри»

Беседа. 3 неделя

«Колесо истории»

(викторина) Закрепить знания детей о родном городе, родной стране, русской народной культуре, традициях русского народа. Вопросы

Игровая мотивация. 4 неделя

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 14:21
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...