Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»

Наталья Ковалёва
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»

Содержание

1. Пояснительная записка….3

- новизна, актуальность…. 3

- цель программы….3

- задачи программы….4

- отличительные особенности программы…4

- ожидаемые результаты….5

- форм подведения итогов…. 5

2. Учебно-тематический план

-перечень разделов, содержание, методическое обеспечение

(методы и приемы…. 6-10

Пояснительная записка

Программа кружка «Краеведы» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных качеств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственных способов познания.

Актуальность программы

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важнейших качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Цель программы

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Задачи программы

1. Побуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа.

2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, в предметах быта, в названиях улиц).

3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.

4. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, детскому саду, родной улице, городу.

5. Познакомить детей с наиболее важными событиями в истории Руси, её героями.

Отличительные особенности программы

Настоящая программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные особенности и возможности детей среднего дошкольного возраста и строится по четырем направлениям:

- народокраедение;

-экокраеведение.

Направление народокраедение включает в себя:

- приобщение детей к истории русской-народной культуры;

- расширение кругозора детей через «Горницу» созданную силами педагогов и родителями в ДОУ.

Направление экокраеведение включает в себя:

- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу.

Ожидаемые результаты

• Формирования у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности за судьбу отечества, готовность к его защите.

• Накопление жизненного опыта в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.

Форма подведения итогов

Итоговое занятие в форме викторины «Колесо истории».

Учебно-тематический план

Тема

Вид занятий Задачи Методы и приемы Дата

проведения

«Путешествие по улицам города»

(экскурсия) Обобщать знания детей об улицах города.

Развивать любознательность, инициативность.

Вызвать у детей Рассказ воспитателя

Беседа с детьми. 1 неделя

«Герб города Бор»

(тематическое) Познакомить детей с гербом города Бор

Развивать интерес к символике города.

Воспитывать способность к творческому самовыражению. Рассматривание герба. Просмотр видеофильма.

Чтение художественной литературы.

Звукозапись «Милый наш Бор» 2 неделя

«Наш город большой и красивый»

(интегрированное) Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.

Развивать умение составлять короткие рассказы по образцу.

Воспитывать чувство гордости за родной город. Рассматривание альбома с иллюстрациями.

Игра «Путешествие по городу».

Игровая ситуация.

Постройка знакомых зданий из конструктора. 3 неделя

«Праздник малая родина» Закрепить знания детей о родном городе. 4 неделя

«Мой папа»

(тематическое) Рассказывать детям о взаимоотношениях между ребенком и отцом.

Развивать интерес к миру взрослых людей.

Воспитывать доброжелательное отношение к своей семье. Чтение стихов о папе.

Беседа о профессиях пап. 1 неделя

«Моя мама лучше всех»

(беседа – досуг) Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим. Беседа о мамах.

Рассказы детей.

Игра «Мамочка»

Работа детей по художественному творчеству

«Подарок маме» 2 неделя

«Бабушка и дедушка в семье»

(комплексное) Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим, стремление помогать им. Рассматривание иллюстраций.

Беседа о старших членах семьи.

Чтение художественной литературы

Игра: «назови ласково» 3 неделя

«Я и моя семья»

(круглый стол с родителями) Учить детей рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми.

Воспитывать у ребенка уважение к себе. Составление рассказа о себе и своей семье.

Предварительная работа с родителями по составлению семейного древа.

Игра: «Назови ласково»

Чаепитие с родителями. 4 неделя

«Посиделки»

(экскурсия в горницу) Учить употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки.

Формировать образную речь.

Воспитывать интерес к народному быту. Рассматривание предметов быта.

Рассказ воспитателя.

Вопросы к детям.

Художественное слово.

1 неделя

«В гостях у хозяюшки»

(экскурсия в горницу) Познакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать у детей любознательность. Художественное слово.

Рассказ воспитателя.

Пение песен.

Игровая ситуация. 2 неделя

«Как живут в деревне? Добрые избы»

(интегрированное) Учить детей изображать «лицо» рубленой избы с помощью мазка-бревнышка, украшать её оконцами.

Развивать у детей интерес к жизни на Руси.

Воспитывать интерес к русскому быту. Рассматривание альбома с иллюстрациями.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность детей. 3 неделя

«У самовара»

(развлечение) Учить употреблять в разговорной речи знакомые пословицы и поговорки.

Продолжить формировать образную речь.

Воспитывать любовь к русской культуре Игровая мотивация.

Художественное слово (загадки, пословицы, поговорки).

Пение русских народных песен.

Использование предметов русского быта 4 неделя

«Как появился Нижний Новгород»

(тематическое) Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.

Развивать интерес возникновения Нижнего Новгорода. Рассказ воспитателя.

Рассматривание альбома, иллюстраций. 2 неделя

«Достопримечательности Нижнего Новгорода»

(комплексное) Продолжать формировать представления о Нижнем Новгороде.

Закреплять знания о достопримечательностях города (кремль, пл. Горького, памятники и т. д.).

Воспитывать любознательность и активность в познании.

Игровая мотивация.

Составление с детьми рассказов о Нижнем Новгороде.

Дидактическая игра: «Узнай памятные места города» 3 неделя

«Путешествие по красивым местам Нижнего Новгорода»

(игра-путешествие) Научить узнавать по фотографиям знакомые места и называть их. Рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми. 4 неделя

«Реки Волга и Ока»

(интегрированное) Сформировать представления о месторасположении Нижнего Новгорода (на слиянии двух рек Волги и Оки)

Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение)

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Игровая ситуация

Слушание рассказа «Наши реки»

Игра: «Путешествие на корабле»

Продуктивная деятельность детей. 1неделя

Викторина «Что, где, когда»

Обобщить знания детей о Нижнем Новгороде Игровая мотивация.

Вопросы.

2 неделя

«Городецкая роспись»

(интегрированное) Знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров.

Развивать желание детей подражать народным мастерам. Рассказ воспитателя о Городецкой росписи.

Продуктивная деятельность детей. 3 неделя

«Русская матрешка»

(игра-путешествие) Познакомить детей с возникновением семёновской матрешки. С трудом мастеров.

Развивать способность к эстетическому восприятию. Игровая мотивация.

Худ. Слово.

Проблемная ситуация.

Игра: «Волшебный сундучок» 4 неделя

«Москва столица нашей Родины»

(тематическое) Познакомить детей с главным городом России – Москвой.

Сформировать представление о Москве как о столице нашей Родины.

Воспитывать патриотические чувства. Беседа.

Рассматривание иллюстраций. 1неделя

«Россия – наша Родина»

(комплексное) Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Рассказ воспитателя о России.

Художественное слово (Стихи о Родине)

Чтение рассказа К. Д. Ушинского о Родине. 2 неделя

«Мы россияне»

(тематическое) Формировать понятие «гражданин».

Продолжать развивать у детей представления о России.

Воспитывать чувство гордости за свою страну. Рассматривание иллюстраций с видами родной природы.

Беседа.

Чтение книги Т. Коти «Моя первая книга о России. 3 неделя

«Государственные символы России»

(тематическое) Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гербе.

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине. Рассматривание флага и герба России.

Вопросы.

Слушание гимна России.

Чтение стихов о России. 4 неделя

«Что мы знаем о России»

(викторина) Обобщить и систематизировать знания детей о России. Игровая мотивация.

Вопросы.

Игры:

«Жилое – нежилое»

«Когда это было?»

«Узнай наш герб, флаг» 1 неделя

Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству. 2 неделя

Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа. 3 неделя

«Откуда есть пошла земля русская»

(беседа) Дать детям первоначальные знания о первых главных городах Киеве, Новгороде: о работе и отдыхе славян.

Вызвать интерес к истории, уважение к предкам. Рассматривание иллюстраций.

Чтение поэмы А. Блока «Скифы»

Обсуждение поэмы. 4 неделя

«Кто такие славяне?»

(беседа – досуг) Развивать историческую память, представления о доброте и красоте. Рассматривание картин.

Вопросы на закрепления знаний детей. 1неделя

«Боевая слава нашего народа»

(игра – викторина ко Дню Победы) Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Художественное слово.

Игровая мотивация.

2 неделя

«Богатырская Русь»

(комплексное) Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

Формировать и воспитывать историческую память. Чтение из отрывка былины «Илья Муромец»

Рассматривание картины «Богатыри»

Беседа. 3 неделя

«Колесо истории»

(викторина) Закрепить знания детей о родном городе, родной стране, русской народной культуре, традициях русского народа. Вопросы

Игровая мотивация. 4 неделя

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 14:21
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...