Дополнительное образование. Кружок «Наши первые шаги»

Аня Деревянкина
Дополнительное образование. Кружок «Наши первые шаги»

Дополнительное образование

ПРОГРАММА «Наши первые шаги»

Пояснительная записка

В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию экологической культуры населения.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности с соответствующим уровнем культуры начинается с раннего детства. Поэтому на занятиях, посвященных знакомству с окружающим миром, следует уделить особое внимание тому, что природа существует по своим законам, многие из которых людям еще неведомы, и человек в ней занимает вполне определенное место. Причем Земля со всем ее растительным и животным миром прекрасно существовала, и существовать будет в отсутствии человечества, а вот людям без устойчивой экосистемы, сформировавшейся за миллиарды лет на нашей планете, выжить будет невозможно. Эта формула должна стать основополагающей при воспитании подрастающего поколения, поскольку ресурсы планеты истощены, и без осознанной регламентации собственных потребностей повернуть сосуществование человека и природы в позитивное русло не удастся.

Цель: Содействие формированию экологического мышления.

Задачи:

1. Дать представление о понятии «экосистема», типы и разновидности экосистем, их структуру. Показать пищевые и энергетические взаимосвязи, пользуясь терминологией, доступной в этом возрасте.

2. Способствовать формированию экологической культуры, воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе, любви к родному краю.

3. Способствовать развитию познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.

При решении поставленных задач необходимо учитывать важнейшие составляющие, обеспечивающие результативность образовательного и воспитательного процессов.

Во-вторых, знакомство с различными типами экосистем: природными и антропогенными, наземными и водными и т. д. – позволит подойти к собственному здоровью именно с экологической позиции, рассматривая организм человека как экосистему со всеми присущими ей взаимосвязями, устойчивостью и ранимостью. Подобный подход поможет в формировании здорового образа жизни каждой личности в отдельности и всего социума.

В-третьих, все предлагаемые в программе темы занятий и их содержание нацелены на воспитание любви к природе, родному краю и Отечеству, что возможно исключительно при использовании позитивного подхода в организации и проведении занятий на основе эстетического воспитания.

Немаловажный аспект при воспитании экологической культуры – это понимание того, как трудно созидать и легко разрушать, чему также уделено особое внимание на занятиях в рамках данной программы.

Одним из важнейших условий достижения результата в формировании личности является непрерывность образования и реализация преемственности в отборе и распределении содержания.

Для детей дошкольного возраста более действенным оказывается концентрический принцип подачи материала. И, естественно, что самая удобная форма, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь содержания предлагаемых занятий с сезонами и погодой на текущий момент.

Смена времен года, характерные черты и особенности каждого месяца рассматриваются в программе со всех сторон, окружающих ребенка: природные экосистемы (водные и наземные, антропогенные (водные и наземные, семья и детский сад. Облик окружающего мира, облик близких людей и собственный во многом зависят от сезона и ситуации, а все вместе позволяет понять взаимосвязи в природе, между людьми и между человеком и природой, что, собственно, и представляет собой основу экологии как науки. Сравнительный анализ природных и антропогенных сообществ поможет дошкольникам лучше понять воздействие, которое оказывает человек. В дальнейшем это поможет принимать правильные решения.

Предлагаемая программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет по 1 занятию в неделю, которые включаются в занятия по ознакомлению с окружающим миром. Формы и методы работы, используемые при реализации программы, включают как традиционные, так и инновационные: чтение сказок, выполнение заданий (решение несложных задач, фиксация образа в рисунке по предложенным контурам, ответы на вопросы, простые практические и лабораторные работы.

В качестве пособия для проведения занятий используется методическая литература «Юный эколог», С. Н. Николаева, «Экологическое воспитание дошкольников», Л. М. Прохорова, «Система экологического воспитания в ДОУ» О. Ф. Горбатенко, «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» О. А. Соломенникова, «Ребенок и окружающий мир» О. Б. Дыбина.

Ожидаемые результаты:

Знать:

– характерные признаки наземных и водных, природных и антропогенных экосистем;

– время суток, сезоны года и изменения, происходящие в природе в связи со сменой времен года;

– явления природы;

– место человека в природе и социуме.

Понимать:

– необходимость бережного отношения к природе и ее ресурсам;

– необходимость бережного отношения к собственному здоровью.

Уметь:

– наблюдать, сравнивать и оценивать результаты исследовательской деятельности;

– применять свои знания о явлениях природы, хозяйственной деятельности людей, в ведении наблюдений.

Даты, которые мы отмечаем

Всемирный день окружающей среды

Дата – 5 июня. Одна планета. Одно будущее”. “Одна Земля – одна семья” – праздник,

посвященный дружбе народов. «Дерево для мира” – мероприятие по высадке деревьев на

территории детского сада.

Всемирный день воды

Дата - 22 марта “Чистая вода для здоровья мира”.

“Вода - источник жизни” - практическая работа. Жизнь в морях и океанах. Жизнь в реках и

озерах. Жизнь растений. Водопой животных

Международный день Земли

Дата - 22 апреля. Флаг. Символ. Колокол Мира.

Практическая работа “Земля! Какая она?” Мероприятия по посадке растений на территории

детского сада.

Международный день птиц Дата - 8 мая. В России - 1 апреля. Предварительная работа по подготовке скворечников. Мероприятие по развешиванию скворечников.

Всемирный день животных

Дата - 4 октября. Конкурс рисунков с изображениями животных, рассказ о любимом

животном.

Международный день детей Дата - 1 июня. Флаг. Символ. Праздник.

Всемирный день здоровья

Дата - 7 апреля. Конкурс на лучший рисунок, лучшую поделку. Музыкальные выступления.

Спортивные соревнования и выступления.

Планирование работы кружка «Наши первые шаги»

Блок Тема Цель

Дыхание осени 1. Краски осени

2. Властительница осень

3. Дары осени

4. Осенние разговоры

1. Показать репродукции картин разных художников, посвященных осени.

2. Определить какие дары преподносит осень взрослым и детям.

3. Познакомить со стихотворениями поэтов об осени.

Наземные экосистемы

1. Сообщество хвойного леса

2. Сообщество лиственного леса

3. Сообщество смешанного леса

4. Сообщество луга 1. Особенности строения хвоинки. Сравнить хвоинку с листом. Обитатели хвойного леса. Пищевые взаимосвязи организмов, обитающих в хвойном лесу. Хвойный лес зимой, весной, летом и осенью. Ярусы хвойного леса.

2. Особенности строения листа. Разнообразие лиственных деревьев. Ярусы лиственного леса. Обитатели лиственного леса. Пищевые взаимосвязи организмов, обитающих в лиственном лесу. Лиственный лес зимой, весной, летом и осенью.

3. Тема строится на повторении полученных знаний. Особенности смешанного леса. Разнообразие хвойных и лиственных пород деревьев. Ярусы смешанного леса. Обитатели смешанного леса. Пищевые взаимосвязи организмов, обитающих в смешанном лесу. Смешанный лес зимой, весной, летом и осенью.

4. Сравнение луга и леса. Особенности луга. Разнотравье лугов. Обитатели луга. Пищевые взаимосвязи организмов, населяющих

луговые экосистемы. Сезонные изменения лугов.

Зимние чудеса

1. Портрет зимы

2. Кто, где зимует

3. Зимняя сказка 1. Познакомить с чудесами, которые творит зима.

2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и животным.

3. Обсудить рассказы о зиме.

Водные экосистемы[/b]

Антропогенные экосистемы

2. Наземные экосистемы

1. Круговорот воды в природе

2. Сообщество пресноводного водоема (река, озеро, болото)

3. Сообщество солоноводного водоема (море, океан)

4. Вода как вещество

1. Деревня

2. Поле и пастбище

3. Сад и огород

4. Удивительный мир парка

1. Дать понятие, что такое планета Земля. Что такое природа. Суша и океаны.

Путь, который проделывает вода на Земле. Роль растений в круговороте воды. Роль больших и малых рек в обеспечении процесса круговорота воды в природе.

2. Сообщество пресноводного водоема (река, озеро, болото).

Обитатели пресного водоема: растительный и животный мир. Пищевые взаимосвязи, образованные в реке, озере и болоте. Сравнение реки, озера и болота. Пресный водоем зимой, весной, летом и осенью.

3. Сообщество солоноводного водоема (море, океан) Обитатели солоноводного водоема: растительный и животный мир. Пищевые взаимосвязи, образованные в море или океане. Моря и океаны зимой, весной, летом и осенью.

4. Практическая работа. Свойства воды. Твердое и жидкое состояние воды. Особое свойство воды, обеспечивающее сохранение жизни круглый год. Пресная вода. Морская вода. Питьевая вода.

1. Беседа о «деревне», «селе». Деревня – созданное людьми жизненное пространство с особым миром обитателей, как растений, так и животных. Сравнение с городом демонстрирует более богатое биоразнообразие обитателей, более тесную связь с природой. Деятельность людей по привлечению природных обитателей в деревенскую среду.

2. Дать понятие, что такое поле – поле сельскохозяйственная монокультурная экосистема. Пастбище – сельскохозяйственная довольно примитивная экосистема. Обитатели полей и пастбищ. Пищевые взаимосвязи организмов, населяющих поля и пастбища. Сезонные изменения полей и пастбищ.

3. Закрепить, что такое сад – сад это сельскохозяйственная монокультурная экосистема. Огород сельскохозяйственная довольно примитивная экосистема. Обитатели садов и огородов. Сорняки, вредители, болезни. Пищевые взаимосвязи организмов, населяющих сады и огороды. Сезонные изменения садов и огородов.

4. Парки, зоопарки, ботанические сады. Их происхождение, состав объектов. Их экологическое предназначение.

Водные экосистемы

1. Пресноводный водоем (пруд, водохранилище)

2. Солоноводный водоем (океанариум, дельфинарий)

3. Удивительный мир аквариума

1. Дать понятие, что такое пруд, водохранилище; их происхождение. Отличие от природных пресноводных водоемов. Обитатели этих водоемов: растительный и животный мир. Пищевые взаимосвязи. Пресный водоем зимой, весной, летом и осенью.

2. Океанариум. Дельфинарий. Их происхождение. Отличие от природных солоноводных водоемов. Обитатели этих водоемов:

растительный и животный мир. Пищевые взаимосвязи. Солоноводный антропогенный водоем зимой, весной, летом и осенью.

3. Практическая работа над созданием аквариума. Задача – создать миниэкосистему своими руками. Место в помещении. Наблюдение за ростом и развитием растений, за поведением рыб.

Формирование заботливого отношения к тому, что требует постоянного внимания. Сравнение с природной экосистемой.

Портрет весны 1. Приход весны

2. Какого цвета весна

3. Помощники весны

4. Чем пахнет весна 1. Познакомить с традиционными весенними праздниками.

2. Познакомить с репродукциями картин художников о весне.

3. Развивать творческие способности о весенней природе.

4. Развивать эстетический вкус и художественные способности.

Летняя краса 1. За что мы любим лето

2. Чем пахнет лето

3. Букет лета

4. Глаза лета 1. Познакомить с репродукциями картин художников о лете.

2. Развивать эстетический вкус и художественные способности.

3. Организовать и провести игру «Чем пахнет лето».

4. Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.

Публикации по теме:

Презентация «Дорожная азбука» Здравствуйте, хотелось бы предложить для просмотра мультимедийное пособие "Дорожная азбука". Предназначена для детей раннего возраста, хотя.

Презентация «Уроки безопасности для самых маленьких» Здравствуйте, хотелось бы предложить для просмотра мультимедийное пособие "Уроки безопасности для самых маленьких". Предназначена для детей.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Дополнительное образование. Кружок «Наши первые шаги»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 15:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...