Папки-передвижки

Дорог первый шаг

Наталья Карагодина
Дорог первый шаг

В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. А ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Сейчас все больше и больше внимания уделяется этой проблеме. В программе появился специальный раздел, где представлены задания по песенному, игровому и танцевальному творчеству. Но подводить к этим навыкам детей нужно постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста. Уже тогда дети должны пытаться творчески выполнять то или иное задание, доступное им.

Публикация «Дорог первый шаг» размещена в разделах

Я, как и многие музыкальные руководители, стремилась найти свой путь в развитии детского творчества. Правда, первоначально передо мной стояла несколько иная задача. Дело в том, что в течение трех последних лет я углубленно работала над улучшением певческих навыков дошкольников. Удалось уже достичь определенных результатов. Однако я столкнулась вплотную с такой проблемой: как дольше поддержать у детей интерес к выученной песне, каким образом при ее повторении дать им что-то новое, побуждающее и активизирующее их к более осознанному и эмоциональновыразительному исполнению?

Конечно, прежде всего, я использовала приемы из опыта других музыкальных руководителей. Дети пели в различных построениях: и по «уголкам» и в кучке, и в кругу, в нескольких кругах, врассыпную и т. д. Применяла я так же и такие известные приемы, как пение по фразам, по рядам, цепочкой, с солистами, с дирижером, по «телевизору», без музыкального сопровождения и т. д.

В дальнейшем, исходя из общего характера песен, предлагала ребятам двигаться во время пения. Например, если песня напевная, ласковая, то дети исполняли ее в хороводе, а если бодрая, энергичная - маршируя в колонне. Когда ребята привыкли к таким вариантам исполнения знакомых песен, разнообразила их, принимая во внимание не только общий характер музыки и возможность применения методических приемов, перечисленных выше, но и наличие выступления, заключения, отыгрыша, запева, припева, фразировки. В результате сразу же появилась масса новых вариантов исполнения, что давало возможность и мне, и детям более творчески подходить к повторяемой песне.

Например, дети выучили песню «Детский сад» А. Филиппенко, повторяли ее в различных вариантах, пели довольно хорошо, и мне захотелось использовать эту песню на одном из утренников. Но как сделать ее более интересной для детей? Во тут-то и пригодился мне приобретенный небольшой опыт.

Я обратила внимание на очень конкретный по смыслу припев и на характерный отыгрыш. В припеве поется о детских игрушках - красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата. - значит, нужно дать их детям, чтобы они по- своему обыграли их, а затем на отыгрыш передали другими продолжали

исполнение песни. Использовав эту песню на утреннике, что она внесла то оживление, которого так иногда не хватает.

Есть и еще немаловажная причина. Ни для кого не секрет, что многие музыкальные руководители жалуются на то, что в программе трудно найти что-то новое, необычное. А ведь инсценирование песен как раз и дает одну из многих возможностей обновления знакомого репертуара, когда вроде бы на первый взгляд, обычная песенка вдруг оживляется неподдельным юмором, доброй шуткой, и дети, которые, казалось, ничем вас уже удивить не могут, вдруг решительно меняются на глазах. Так у меня было с одним мальчиком, Сережей Рощиным, который очень долго доставлял мне массу хлопот своим поведением и нежеланием старательно выполнять задания. И вот, когда в процессе работы над инсценированием песен я стала постепенно давать ему небольшие роли, то увидела, что он заинтересовался, стал более старательно выполнять задания. В итоге я доверила ему индивидуальную роль в песне «Я на кумушке сижу».

В репертуаре второй младшей группы есть песенка «В огороде заинька» В. Карасевой. Всего четыре короткие фразы. Но в них заключен очень яркий, понятный и доступный детям сюжет. Кроме того, образное музыкальное заключение и задорные слова, которые дети произносят говорком. Ну, как же не предложить детям попробовать свои творческие возможности! Ведь так сразу и представляешь себе, как малыш - заяц смешно, немножко неуклюже присаживается и начинает «есть капусту», «брать» морковку, а потом все вместе звонко приговаривают: «Смок, смок, побежал в лесок», и зайчик в заключение скачет «в лесок». Эту песенку я использовала на октябрьском утреннике. Она, безусловно, доставила удовольствие и детям и взрослым. Конечно, пришлось потрудиться и мне, и воспитателям.

Процесс работы остается тот же самый - отталкиваемся от развития сюжета песни. Правда теперь дети обладают определенными знаниями и умениями, полученными в младшей и средней группах, и им уже доступно освоение более сложных ситуаций. Если раньше работа над инсценированием строилась в основном на показе педагога, его указаниях, то теперь дети получают больше самостоятельности, вносят свои предложения. Помощь взрослого заключается в том, чтобы расширить кругозор дошкольников, подтолкнуть их к обсуждению вариантов инсценирования. Например, в песне «Я играю на пианино» А. Лепина. В самом тексте нет четкого развития сюжета, даны только отдельные моменты: мальчику купили пианино, он усердно целый день учит гаммы, а все кругом мучаются и только тогда, когда мама садится за пианино и играет «Собачий вальс», все получают удовольствие. Это шуточная песня, и в ней можно встретить не только определенную последовательность действий, но и показать отношение каждого из действующих лиц к происходящему. Задумались: а что же во время игры сына на пианино делают мама и папа, ведь в песне

ничего про это не сказано? Одни говорили - пусть мама стирает, а другие - что лучше готовит еду. Но тут же я вношу свои коррективы: ведь сын играет для папы и мамы, - значит, они должны быть здесь же, в комнате, и предложенные варианты не совсем подходят. Обращаю внимание детей на небольшую деталь: раз купили пианино, значит, в семье любят музыку, любят искусство, наверное, ходят все вместе в кино, в театр. И сразу воображение детей подсказывает им много вариантов. Останавливаемся на том, что мама собирается в театр, а папа в это время читает газету. Причем дети сразу сначала просто предложили, чтобы мама с папой вместе собирались. Но тут, уже исходя из своего житейского опыта, вношу уточнения: маме долго надо собираться, поэтому папа может и газету успеть почитать.

Очень интересно было наблюдать за детьми в процессе работы над образом мамы. Каждая девочка ее старалась изобразить по-своему: Катя очень долго расчесывала свои красивые волосы, Ира старательно красила глаза и губы. Но, когда стали обсуждать показ каждой девочки, то оказалось, что только одна Лиля все успела сделать - и причесаться, и подкраситься, и даже ногти лаком покрыть. Роль папы не вызвала таких долгих обсуждений. Здесь было все ясно - он сидит и читает газету. Правда, пришлось подсказать детям, что в газете могут быть разные новости - и смешные, и серьезные, значит, выражение лица у папы должно меняться.

В некоторых песнях есть непонятные выражения, слова, которые обязательно нужно объяснить, предварительно обговорить, потому что ребенок должен хорошо понимать то, что предстоит ему изображать. Например, в песне «Я на кумушке сижу» мне пришлось объяснять, что такое «тесать» колышки, «городить изгородь». Ведь нашим детям, не знающим сельской жизни, эти слова и выражения непонятны.

Очень важно оставлять за детьми право или возможность что-то менять, варьировать, дополнять по своему усмотрению, чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот, пополнялся и обогащался за счет более углубленного проникновения в суть происходящего.

И, конечно, нужно всегда помнить, что инсценирование песен и вообще всякое творчество развивает в ребенке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, доставить радость другим. И мы, музыкальные руководители, должны стремиться воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту, чтобы, как сказал известный педагог Ш. А. Амонашвилли «. искорки их мысли образовывали царство мысли и чтобы они чувствовали себя в царстве властелинами».

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Первый день в календаре, первый праздник в сентябре!» Звучит музыка на школьную тему, дети входят в зал Ведущая, одетая в костюм Азбуки: Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник? Ответ По.

День знаний в школе. Первый раз, в первый класс (фотоотчёт)День знаний в школе. Первый раз, в первый класс (фотоотчёт) Безусловно, 1 сентября – День знаний – это праздник для всех школьников, студентов, родителей и учителей. Но особенным этот праздник является.

Фотоотчёт «Первый раз в первый класс»Фотоотчёт «Первый раз в первый класс» Фотоотчёт на тему: "Первый раз в первый класс". Казалось, только недавно прошел выпускной майский праздник наших подготовишек. Пролетело.

Конспект интерактивного занятия по правилам дорожного движения «Королевство кривых дорог» Интерактивное развлечение для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Название: «Королевство кривых дорог» Программное.

Лэпбук «Наш город нам дорог!»Лэпбук «Наш город нам дорог!» Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога,.

Макеты дорогМакеты дорог Тема ПДД очень актуальна в наши дни. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей участились. Поэтому очень важно уделять внимание.

Первый снег! Первый снеговик!Первый снег! Первый снеговик! Наконец то на улице выпал первый снег! Для детей это была большая радость. Мы сели поудобнее в кружок и я им рассказала сказку про снеговика.

Проект «Не подарок дорог, а внимание»Проект «Не подарок дорог, а внимание» Что такое Новый Год? Что такое Новый год? Это все наоборот: Елки в комнате растут, Белки шишек не грызут, Зайцы рядом с волком На колючей.

Проект «Первый раз в первый класс» Название работы: «Первый раз в первый класс» Тема проекта: Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, по.

Сценарий мероприятия «Первый раз в первый класс» ПРАЗДНИК «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС» УЧИТЕЛЬ 1-Б КЛАССА МБОУ «СОШ №1 р. п. Самойловка» Близнецова Н. В. Красной цифрой не отмечен Этот день.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дорог первый шаг
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 13:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД