Лучший педагог года

Дошкольник и игра. Классификация игр

Ольга Панофенова
Дошкольник и игра. Классификация игр

В педагогике и психологии постоянно делались попытки описать различные виды игр. Однако весьма сложно определить единые основания для классификации, поэтому каждый исследователь предлагает критерии, которые отвечают его концепции.

К. Гросс выделял две группы игр:

игры обычных инстинктов (сенсорные, подвижные, аффектные)

• игры специальных инстинктов (в охоту, в войну, в ухаживание)

П. Ф. Лесгафт все игры делил на

• имитационные (до 7 лет)

• игры с правилами (школьный возраст)

Публикация «Дошкольник и игра, Классификация игр» размещена в разделах

Идея П. Ф. Лесгафта нашла свое развитие в трудах Н. К. Крупской. Классификация Н. К. Крупской до недавнего времени была в дошкольной

педагогике общепринятой. Она делила игры на

• самостоятельные свободные игры

• игры с правилами

В настоящее время классификация Лесгафта – Крупской стала более разветвленной и сложной, поскольку теория дошкольной педагогики обогатилась новыми исследованиями. Первая группа игр называется творческими.

Все творческие игры можно классифицировать по различным основаниям:

1 - по длительности

• кратковременные

• длительные

2 – по содержанию и тематике

• бытовые

• производственные

• общественные

3 – по связи с другими видами деятельности

игра – труд

игра – лепка

игра – рисование

игра - занятие

4 – по основному средству реализации игрового замысла

• сюжетно-ролевые

• строительно-конструктивные

• театрализованные

• режиссерские

5 – по организации

• индивидуальные

• игры рядом

• игры совместные

• игры коллективные

Игры с правилами делятся на дидактические игры и подвижные игры.

Дидактические игры можно классифицировать

1 – по содержанию

• по развитию речи

• математические

• музыкальные

• по ознакомлению с природой и т. д.

2 – материалу

• предметные

• настольно-печатные

• словесные

• компьютерные

3 – по форме организации

• игры – путешествия

• игры – диалоги

• игры – поручения

• игры – предположения

Подвижные игры можно классифицировать

1 – с учетом степени физической нагрузки

• игры с большой физической нагрузкой

• игры со средней физической нагрузкой

• игры с малой физической нагрузкой

2 – по наличию сюжета

• сюжетные

• бессюжетные

3 – с учетом двигательной задачи

• с бегом

• с прыжками

• с лазанием и т. д.

В программе «Истоки» С. Л. Новоселова предложила новую классификацию игр. Она выделила три класса игр :

1) игры, возникшие по инициативе самих детей

2) игры, возникшие по инициативе взрослых, которые внедряют их с образовательной и воспитательной целью.

3) игры, определённые исторической инициативой этноса.

1 класс - игры, возникшие по инициативе самих детей

1 подгруппа: самостоятельные игры-экспериментирование.

а) экспериментирование с природными объектами и явлениями.

б) экспериментирование с животными.

в) экспериментирование с игрушками и другими предметами

2 подгруппа: самостоятельные сюжетные игры

а) сюжетно - отобразительные

б) сюжетно – ролевые

в) режиссерские

г) театрализованные

2 класс - игры, возникшие по инициативе взрослых, которые внедряют их с образовательной и воспитательной целью.

1 подгруппа: обучающие игры

а) дидактические

б) сюжетно – дидактические

в) учебные (предметно - дидактические)

г) подвижные

д) игры с правилами

2 подгруппа: досуговые игры

а) интеллектуальные (шахматы, шашки)

б) игры – забавы

в) игры – развлечения (жмурки)

г) празднично-карнавальные игры

д) театрально-постановочные

3 класс - игры, определённые исторической инициативой этноса (традиционные или народные)

а) обрядовые

б) тренинговые

в) досуговые

г) архаические

Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим или досуговым.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дошкольник и компьютер: за и против» Сегодня сложно представить нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ими.

Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного видаДошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида Пономаренко Т. Н., Гладких Е. О. В нашем учреждении функционируют восемь групп, две из которых – группы компенсирующей направленности для.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания» Программное содержание: раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Дошкольник и телевизор»Консультация для родителей «Дошкольник и телевизор» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, актуальной консультацией.

Консультация для родителей «Счастливый дошкольник — счастливые родители!»Консультация для родителей «Счастливый дошкольник — счастливые родители!» А что такое счастье, мама? – спросил сыночек у меня. И, глядя мне в глаза упрямо, он ждал ответа от меня. Я так люблю его вопросы, в них.

Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике Рождество» Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике - Рождество». Доброго всем вечера, уважаемые коллеги.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольник и игра. Классификация игр
Опубликовано: 25 июня 2023 в 20:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД