Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)

Лариса Антонова
Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)

Потребность в чтении начинает формироваться задолго до школьных лет. В биографии будущего читателя решающую роль играют детский сад, родительский дом.

Чтобы чтение прочно вошло в духовную жизнь ребёнка, необходима предварительная эмоционально – эстетическая подготовка: прежде, чем ребёнок прочитает самостоятельно первое слово, он должен слышать ежедневно чтение взрослого.

Способность сопереживать – одно из существенных условий полноценного восприятия искусства. У ребёнка возникает своё отношение к тексту, которое помогает ему воспринимать не только действия, но и мотивы действия героев, их взаимоотношения в различных ситуациях. Сопереживания позволяет ребёнку дать моральную оценку различным человеческим поступкам. Повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия литературного произведения, вживание в художественный образ связаны с ещё недостаточным осознанием и подсознанием действительности. Но такое восприятие плодотворно, ибо способствует обогащению жизненного опыта ребёнка. Ведь на уровне обыденной реальности возможности расширения личного опыта ограничены и во многом зависят от взрослых.

Повышенная эмоциональность характеризует все стороны личности ребёнка. Эмоциональность влияет на процесс воображения, которое в дошкольном возрасте в основном связано сведущей деятельностью – игрой – и стимулирует его. Дошкольное детство – наиболее “сензетивный” возраст для развития ребёнка.

Ребёнок очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в сказке или произведении другого жанра. У него быстро возникает симпатии и антипатии по отношению к “ хорошим “ или “ плохим” героям.

На отношение детей существенно влияет и такие психологические особенности возраста, как впечатлительность, острота восприятия, обусловленная их особым отношением к слову. Воспринимая слово, дети отчётливо представляют его подлинное содержание; их поражают, удивляют слова, давно ставшими обычными для взрослых. Всё это открывает воспитателю, родителю широкие возможности для работы с дошкольниками.

Свои первые книжки дошкольники постигают с помощью взрослого, и успех детских книг у них зависит прежде всего от настроения взрослого во время чтения. Взрослому необходимо “приблизиться” к уровню детского восприятия: радоваться и ликовать вместе с героями, помочь детям услышать тот ритм, который заложен в стихе. Нельзя читать детям скучно, монотонно, так можно загубить любое даже самое талантливое произведение.

Поэтому для руководителей чтением, работающим с дошкольниками, важна задача эмоционально – эстетической насыщенности процесса руководства чтением. Необходимо приобщать ребёнка к литературе познавательного характера. Воспитание и собственный опыт дошкольника постепенно изгоняют “волшебство” из сферы обыденной жизни в сферу сказки, игре, между которыми в сознании большинства детей 4 – 5 лет уже возникает определённая грань. Взрослый приобщая дошкольника к познавательной литературе, содействует тому, чтобы у него постепенно (к 6 годам) сложился” естественно - научный” способ объяснения мира, когда он перестает принимать жизнь и сознания каждому встретившемуся на его пути объекту.

На протяжении дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь в своём развитии. В эти годы закладывается творческий потенциал личности, происходит формирование характера, мышления, речи.

Специфика читательского развития дошкольника предполагает активное использование взрослым громких чтений; бесед о прочитанном, элементом различных литературных игр. Например, маленькие дети прекрасно чувствуют рифму, они её буквально ищут, им нравится что слова звучат похоже, и часто радуются не столько смыслу, сколько созвучию.

Читая детям новые стихи, можно пропускать последние слова в четверостишии, чтобы дети сами догадались, что нужно произнести в слух. Такая игра доставит детям только радость.

Литература для детей выполняет одновременно множество сложных воспитательных задач, приобщает к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру, воспитывает культуру речи.

В современной психологии и социологии чтения термин ” читатель” распространяется и на ребёнка дошкольника, не умеющего читать, он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.

Учёные, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина и другие отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. В это время совершается переход от первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.

Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольника два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов определил К. И. Чуковский. Первый длится от” 2 до 5 лет”, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным.

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать потешки, заклички, прибаутки, сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действий, сочувствовать положительным героям.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по – своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. Особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребёнок включает в ткань пересказа.

Слушая литературное произведение, дети прежде всего усваивают легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребёнка - главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать в своём воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрации.

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребёнок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героями, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлёпают по картинки с изображением плохого персонажа и т. п.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда даёт возможность правильно понять произведение. Есть и ещё одна характерная особенность для младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др., дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом, рано появляющиеся у ребёнка, умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.). На данном возрастном этапе, воображение интенсивно развивается; оно становится более самостоятельным. Для понимания ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественные произведения, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на представления о нормах поведения и свой личный опыт. Вместе с тем, при восприятии литературных произведений ребенок не ставить перед собой задачу оценить героя, события. Отношения детей к литературным фактам имеет действенное жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.

Исследователи А. В. Запорожец, А. М. Мушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др., отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко-выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитателя, как сказал С. Я. Маршак «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – и есть то, что мы так ценим в читателях».

Публикации по теме:

Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным.

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос "С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Потешки и стишки
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)
Опубликовано: 18 декабря 2012 в 17:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...