Получи документы

Дошкольники и экономика

Татьяна Воронцова
Дошкольники и экономика

Дошкольники и экономика

Современная жизнь диктует свои стандарты:в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте,чтобы быть успешным необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду,ведь представления о деньгах их применении начинается формироваться в дошкольном возрасте. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то встает вопрос как грамотно помочь ребенку осмыслить новые явления, факты и понятия?

Публикация «Дошкольники и экономика» размещена в разделах

Прежде всего надо разобраться самим педагогам что же такое экономика, финансовая грамотность?

Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства. В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества». Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей. (слайд 2)

Финансовая грамотность –это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги грамотно ими управлять. (слайд 4)

Экономическое воспитание часть общей системы воспитания. Организованный педагогический процесс. направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей,элементарных экономических знаний, умений и навыков, потребностей хозяйствования (слайд 4)

Цель: Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных материальных ценностей,как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. (слайд 5)

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

- познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. (слайд 6)

Для решения задач используются следующие методы обучения детей экономике -это словесные, практические и наглядные методы (слайд 7)

Используем следующие формы работы

-игры: сюжетно-ролевые, дидактические,интелектуальные

-образовательная деятельность

-чтение художественной литературы,

-решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни,

-разыгрывание экономических ситуаций. (слайд 8)

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. Игра «Банк» Позволяет расширить знание о работе банка, знакомит с профессиями «кассир», «консультант», «банковский работник»,с валютами разных стран, с банковскими картами. «Супермаркет», использовать математические знания при покупке товара,развивать логическое мышление, умение планировать покупки,«Клининговая компания» : знакомит с работой по найму, воспитывает уважение к труду, знакомит с понятием «заработная плата».(слайд 9)

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

В игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов. слайд дидактические игры

«Магазин игрушек» - дает детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивает умение «видеть» товар, место производства, цену (стоимость).

Дидактическая игра «Яблоко - груша» - учит считать деньги и свои ресурсы.

В игре «Что можно купить, а что нельзя» дети узнают, что не все в мире можно купить за деньги.

В игре «Денежные знаки разных стран» уточняются знание детей о валюте разных стран, развивается внимание, наблюдательность, расширяется кругозор детей. Закрепляются представления детей об огромном мире, разных странах.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

Решение проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. (Показ картотеки проблемных ситуаций) (слайд 11)

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно использовать народные и авторские сказки:

Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» ,В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»- дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег. Мультфильм «Каникулы в Простоквашино», сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсена «Огниво». способствует знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения.

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям. (слайд 12)

Таким образом, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников : воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути. Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей. Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека. (слайд 13)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе «Экономика для малышей» фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе Дата 12 ноября 1841 года считается днём рождения Сбербанка.

Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО»Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО» "Дошкольники сдают ГТО"фотоотчет инструктора по физической культуре АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с 134 "Веснушки" Тятюшкиной С. Е. 19.

Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!»Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!» В нашем Багратионовском районе проводилась спартакиада, в которой принимали участие педагоги и младший персонал. В рамках этого мероприятия,.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Экономика в сказках» Задачи: • закрепление экономических понятий через сюжеты известных народных и авторских сказок; • формирование представлений детей о рекламе.

Конспект занятия «Экономика — жизнь и игра» в старшей группе (5–6 лет) Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Консультация — доклад для воспитателей «Экономика малышам». Сегодня наша страна идет путем рыночной экономики. Поэтому про бережливость и экономию мы говорим как про общественно - государственную цель.

Квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группеКвест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группе 03.02.2021 с воспитанниками подготовительной к школе группы "Солнышко" была проведена квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика»,.

Открытка для вас, дошкольники! Детский мастер-классОткрытка для вас, дошкольники! Детский мастер-класс Уважаемые коллеги,друзья! За несколько дней до праздника я, конечно с умыслом, рассказала детям об осеннем цветке шпажнике - гладиолусе.

Сценарий выступления к Дню учителя «Поздравляют дошкольники!»Сценарий выступления к Дню учителя «Поздравляют дошкольники!» «ПОЗДРАВЛЯЮТ ДОШКОЛЬНИКИ» Выступление на сцене дома культуры «Досуг» Звучит фонограмма (-) «Просто мы маленькие звёзды» На сцену выходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольники и экономика
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 15:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД