Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»

Татьяна Жаркова
Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»

Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию

«ДУША ЛЬ МОЯ, МАСЛЕНИЦА»

Цель: познакомить детей с народными традициями проводов зимы и встречи весны, обрядовыми играми, которые сопровождали праздник Масленицы.

Оборудование: костюмы для скомороха, Зимушки, Бабы-Яги, Весны; кукла Масленицы, оборудование для игры «Снежки», оборудование для игры «Карусель», самовар, посуда для чая.

Дети собираются в музыкальном зале, который украшен изделиями народных промыслов. Так как масленичные гулянья символизируют встречу зимы и весны, одну стену зала оформлена в «зимнем» стиле, а другую – в «весеннем».

Ведущий (в костюме Скомороха):

- Здравствуйте, здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сегодня начинается у нас веселье великое – народный праздник Масленица. Наши с вами прабабушки и прадедушки в старые времена придумали этот праздник. В Масленицу народ с Зимой прощался, провожал её, а Весну красную встречал. Поэтому и праздник был весёлым, озорным. Символом его был румяный, поджаристый блин – круглый и жёлтый, как солнышко. Начинали праздник дети, они зазывали Масленицу.

1-й ребёнок: К нам, сюда собирайся, народ!

Сегодня вас веселье ждёт.

2-й ребёнок: Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая,

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

3-й ребёнок: Приезжай к нам в гости на широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

4-й ребёнок: Здравствуй, дорогая Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая,

Дуня румяная.

5-й ребёнок: Коса длинная, трехаршинная,

Платочек беленький,

Новомодненький.

Лапти частые, головастые.

Ведущий: Давайте же и мы с вами будем играть и веселиться, лакомиться блинами. Весело проводим Зиму, встретим Весну!

(Звучит фонограмма со звуками сильного ветра, бури. В зал вбегает Зима.)

Зима: Кто это тут собрался меня провожать! Я никуда не собираюсь уходить! Ишь вы какие! Весну собрались встречать! Да я ни за что ей своё место не уступлю! Да я, если захочу, посохом своим волшебным всех заморожу!

Ведущий: Что ты, что ты, Зимушка-зима. Не морозь нас, пожалуйста!

Зима: Заморожу, непременно заморожу! Ах вы, неблагодарные! Или вы забыли, как радовались моему приходу? Как любили играть со снегом, лепить снеговиков, кататься на санках с гор? Сколько радости и забав я вам подарила! А вы меня прогнать решили!

Ведущий: Зимушка, мы тебя любим и уважаем, и все твои забавы и игры нам нравятся. Да вот только оставаться тебе с нами никак нельзя!

Зима: Это почему же?

Ведущий: Да сама посмотри! Солнышко день ото дня всё ярче светит, всё горячей! Скоро растопит оно весь снег, а тогда и ты растаешь!

Зима: Ах, неужели растаю? Совсем-совсем!

Ведущий: То-то и оно! А кто же нас тогда снежком и новогодними праздниками на следующий год порадует? Нет, Зимушка, оставаться здесь тебе никак нельзя! Надо тебе ближе к Северу перебираться! Там круглый год холода, там тебе хорошо будет!

Зима: Видно и впрямь придётся уходить, Весне место уступать!

Ведущий: Не грусти, Зимушка! Вот пройдут весна, лето и осень, и ты вновь к нам вернёшься! А ребята снова тебя с радостью встретят!

Зима: Правда, ребята? Тогда не буду печалиться, прощусь с вами хорошо и весело да новой встречи ждать буду. А пока давайте поиграем!

Игра «Снежный ком»

Цель: развивать навыки бега врассыпную, увертливость, ловкость, умение сгруппироваться; развивать внимание детей.

Ход игры: 5-7 детей тесно усаживаются в кружок рядом друг с другом на корточки, округлив спины и прижав головы к коленям, словно притаившись. Зима говорит: «Вот какой снежный ком, посижу-ка я на нём!» Она делает вид, что пытается присесть на снежный ком. Дети разбегаются. Можно создавать 2-4 2снежных кома по всему залу.

Ведущий: Спасибо тебе, Зимушка! Ох и повеселила ты нас! Веселье, весельем, а про главную героиню сегодняшнего дня мы и забыли! Где же Масленица?

Зима: Ребята, я сейчас принесу вам куклу Масленицы.

Ведущий: Ребята, а вы ещё поиграть хотите?

Игра «Золотые ворота»

Ход игры: восемь детей создают четыре пары и распределяются по площадке, становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота. Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки, первым стоит взрослый, который водит эту нитку за собой через ворота. На ходу дети вместе с ведущим приговаривают:

Золотые ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Зима: Ах, мой дорогой Скоморох! Ах, милые мои ребята! Плохую новость я вам принесла. Конец нашему веселью!

Ведущий: Да как же может веселью наступить конец? Такого не бывает!

Зима: Бывает. Говорю же тебе, что закончилась наша масленая неделя, закончилась раньше срока!

Ведущий: Да что случилось, Зимушка?

Зима: Пропала кукла Масленицы. А она – самое главное, самое важное на нашем празднике. Без неё ни веселья, ни блинов больше не будет!

Ведущий: Кто же мог её забрать? Куда же могли ее спрятать?

Зима: Ох, совсем я забыла! Там где стояла наша Масленица, я нашла вот этот снежный комок! Он, наверно, заколдованный! Он даже в тёплом зале не растаял!

Ведущий: Покажи-ка, Зимушка! Нет нут никакого колдавства1 просто комок этот не снежный, а бумажный. Большой лист бумаги смяли, скомкали, вот и получился белый комок, похожий на снежный. Ох, чует мой сердце, неспроста он в зале лежал. Посмотрим! (разворачивает комок). Да это же письмо! (читает) «Не видать вам больше праздника! Не встречать Весну красную! Так и останетесь в холоде жить на веки вечные! Я вашу Масленицу спрятала надежно – в своей крепости! Не выручить вам её никогда! Баба -Яга».

Зима: Ах! Подумать только, ребята как нам взять крепость, в которой спряталась Баба-Яга.

Ведущий: Вот вредина! Но мы её проучим! Правда, ребята? Разве мы с вами позволим Бабе-Яге испортить наш праздник? Мы сейчас пойдем и атакуем дом Бабы - Яги.

Зима: А ведь верно! В старые добрые времена тоже был такой обычай на масленой неделе – «Взятие снежной крепости».

Ведущий: Сначала составим план битвы. Малыши будут в засаде сидеть. Дети средней, старшей и подготовительной групп займутся подготовкой боеприпасов. Лепите, ребята снежки и складывайте их вот сюда. Родители, помогайте! Ну вот, боеприпасов достаточно. Теперь подготовим самую главную атакующую силу. Назовём её гвардией. А главнокомандующим будет Зимушка.

Баба - Яга: Вот насмешили-то! Тоже мне гвардия!

Зима: Мальчики подойдите ко мне. Вот моя гвардия. Сейчас для нас самое главное – выманить Бабу – Ягу. Давайте сделаем так. Скоморох, ты много дразнилок знаешь? Вы с ребятами водите хоровод, старайтесь выманить Бабу - Ягу. Пусть она выглянет, тогда мы её снежками закидаем. Гвардия, приготовьтесь и ждите мою команду!

Ведущий: Хорошо придумано. Вставайте, ребята, беритесь за руки, да повторяйте за мной.

Как на Бабки Ёжкины именины

Испекли пирог из глины.

Потому, что вредине такой

Не подарит блин никто!

Баба - Яга: Как это никто не подарит блин! Змей Горыныч подарит, да не один, а целых три!

Зима: Ребята, пли! Бросай снежки!

Баба - Яга: Ой-ой-ой! Шишку мне набили! Ох, я вам страшно отомщу!

Ведущий: Ребята, повторяйте за мной!

Вот решила Бабка Ёжка

В салки поиграть немножко

Только с врединой такой

Не хотел играть никто!

Баба - Яга: Как это никто не хочет играть? Вот Кощей Бессмертный захочет и Леший захочет!

Зима: Ребята, пли! Бросай снежки!

Баба - Яга: Ой-ой-ой! Да что же это такое! Прямо в нос попали! Он у меня и без того кривенький, а сейчас совсем набок свесился!

Ведущий: А ты не вредничай, выходи скорей, да Масленицу нам отдай!

Баба - Яга: Не отдам! Пусть она только меня блинами кормит! Вы – то со мной блинами не поделитесь!

Зима: Отчего же, поделимся, если вредничать перестанешь. Угостим её блинами, ребята?

Баба - Яга: А играть со мной будете? Я вас разным играм научить могу!

Ведущий: Тогда выходи скорей, будем играть вместе! Согласны, ребята?

Баба - Яга: Вы уж простите меня. Я оттого такая вредная, что со мной не дружит никто. Вот и вы меня на праздник не позвали! А мне в лесу одной, ох, как скучно! Вот ваша Масленица!

Ведущий: И ты нас прости Баба-Яга! Вот она, Масленица. Это кукла, которая всю неделю стояла за деревней, не высоком пригорке, да смотрела на народные игры и гулянья. Иногда ей делали злое, страшное лицо, чтобы показать, как злится зима. Но у нашей Масленицы лицо доброе, хорошее, как у Зимушки. А теперь, ребята, давайте поиграем.

Игра «Карусель»

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребёнок с бубном.

Дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот закончилась игра.

Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.

Зима: Ребята, посмотрите кого я вам привела Весну красную, привела с добром, а не со злобою. Проводили вы меня славно, весело. Ухожу от вас, да не навсегда. А Весна в свои права вступает.

Весна: Ну что ж, ребята, играми и песнями вы меня встретили. А блинчиком попотчуете? Говорят, в вашем саду блины уж больно вкусны.

1-я девочка (накрывает на стол):

Хлебом – солью всех встречаем.

Самовар на стол несём.

Мы чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

2-я девочка:

Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу.

Прибаутки пою.

3-я девочка:

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков.

Ведущий: Сейчас, ребята, давайте споём песню про блины.

Песня «Блины»

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,

Припев:

Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои.

Припев

Моя родная сестрица печь блины то мастерица,

Припев

Растворили на дрожжах – не удержишь на вожжах.

Припев

Составили и провели: Михеева Лариса Николаевна -воспитатель

Сафронова Наталья Дмитриевна-воспитатель

Жаркова Татьяна Вениаминовна-воспитатель

Новикова Ольга Сергеевна-муз. рук-ль

Публикации по теме:

Как на Масленой неделеКак на Масленой неделе Уважаемые коллеги! Многие весело и ярко встретили Масленицу. Фольклорный праздник проводов Зимы и встречи Весны знакомит детей с традициями.

Масленица. Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста Представлен сценарий проведения Масленицы (Проводы зимы) в детском саду для всех возрастных групп. Праздник проводился на улице, была хорошая.

Библиотека изображений:
  • Грибы
  • Детские писатели
Автор публикации:
Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 13:09
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...