Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»

Татьяна Жаркова
Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»

Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию

«ДУША ЛЬ МОЯ, МАСЛЕНИЦА»

Цель: познакомить детей с народными традициями проводов зимы и встречи весны, обрядовыми играми, которые сопровождали праздник Масленицы.

Оборудование: костюмы для скомороха, Зимушки, Бабы-Яги, Весны; кукла Масленицы, оборудование для игры «Снежки», оборудование для игры «Карусель», самовар, посуда для чая.

Дети собираются в музыкальном зале, который украшен изделиями народных промыслов. Так как масленичные гулянья символизируют встречу зимы и весны, одну стену зала оформлена в «зимнем» стиле, а другую – в «весеннем».

Ведущий (в костюме Скомороха):

- Здравствуйте, здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сегодня начинается у нас веселье великое – народный праздник Масленица. Наши с вами прабабушки и прадедушки в старые времена придумали этот праздник. В Масленицу народ с Зимой прощался, провожал её, а Весну красную встречал. Поэтому и праздник был весёлым, озорным. Символом его был румяный, поджаристый блин – круглый и жёлтый, как солнышко. Начинали праздник дети, они зазывали Масленицу.

1-й ребёнок: К нам, сюда собирайся, народ!

Сегодня вас веселье ждёт.

2-й ребёнок: Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая,

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

3-й ребёнок: Приезжай к нам в гости на широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

4-й ребёнок: Здравствуй, дорогая Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая,

Дуня румяная.

5-й ребёнок: Коса длинная, трехаршинная,

Платочек беленький,

Новомодненький.

Лапти частые, головастые.

Ведущий: Давайте же и мы с вами будем играть и веселиться, лакомиться блинами. Весело проводим Зиму, встретим Весну!

(Звучит фонограмма со звуками сильного ветра, бури. В зал вбегает Зима.)

Зима: Кто это тут собрался меня провожать! Я никуда не собираюсь уходить! Ишь вы какие! Весну собрались встречать! Да я ни за что ей своё место не уступлю! Да я, если захочу, посохом своим волшебным всех заморожу!

Ведущий: Что ты, что ты, Зимушка-зима. Не морозь нас, пожалуйста!

Зима: Заморожу, непременно заморожу! Ах вы, неблагодарные! Или вы забыли, как радовались моему приходу? Как любили играть со снегом, лепить снеговиков, кататься на санках с гор? Сколько радости и забав я вам подарила! А вы меня прогнать решили!

Ведущий: Зимушка, мы тебя любим и уважаем, и все твои забавы и игры нам нравятся. Да вот только оставаться тебе с нами никак нельзя!

Зима: Это почему же?

Ведущий: Да сама посмотри! Солнышко день ото дня всё ярче светит, всё горячей! Скоро растопит оно весь снег, а тогда и ты растаешь!

Зима: Ах, неужели растаю? Совсем-совсем!

Ведущий: То-то и оно! А кто же нас тогда снежком и новогодними праздниками на следующий год порадует? Нет, Зимушка, оставаться здесь тебе никак нельзя! Надо тебе ближе к Северу перебираться! Там круглый год холода, там тебе хорошо будет!

Зима: Видно и впрямь придётся уходить, Весне место уступать!

Ведущий: Не грусти, Зимушка! Вот пройдут весна, лето и осень, и ты вновь к нам вернёшься! А ребята снова тебя с радостью встретят!

Зима: Правда, ребята? Тогда не буду печалиться, прощусь с вами хорошо и весело да новой встречи ждать буду. А пока давайте поиграем!

Игра «Снежный ком»

Цель: развивать навыки бега врассыпную, увертливость, ловкость, умение сгруппироваться; развивать внимание детей.

Ход игры: 5-7 детей тесно усаживаются в кружок рядом друг с другом на корточки, округлив спины и прижав головы к коленям, словно притаившись. Зима говорит: «Вот какой снежный ком, посижу-ка я на нём!» Она делает вид, что пытается присесть на снежный ком. Дети разбегаются. Можно создавать 2-4 2снежных кома по всему залу.

Ведущий: Спасибо тебе, Зимушка! Ох и повеселила ты нас! Веселье, весельем, а про главную героиню сегодняшнего дня мы и забыли! Где же Масленица?

Зима: Ребята, я сейчас принесу вам куклу Масленицы.

Ведущий: Ребята, а вы ещё поиграть хотите?

Игра «Золотые ворота»

Ход игры: восемь детей создают четыре пары и распределяются по площадке, становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота. Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки, первым стоит взрослый, который водит эту нитку за собой через ворота. На ходу дети вместе с ведущим приговаривают:

Золотые ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Зима: Ах, мой дорогой Скоморох! Ах, милые мои ребята! Плохую новость я вам принесла. Конец нашему веселью!

Ведущий: Да как же может веселью наступить конец? Такого не бывает!

Зима: Бывает. Говорю же тебе, что закончилась наша масленая неделя, закончилась раньше срока!

Ведущий: Да что случилось, Зимушка?

Зима: Пропала кукла Масленицы. А она – самое главное, самое важное на нашем празднике. Без неё ни веселья, ни блинов больше не будет!

Ведущий: Кто же мог её забрать? Куда же могли ее спрятать?

Зима: Ох, совсем я забыла! Там где стояла наша Масленица, я нашла вот этот снежный комок! Он, наверно, заколдованный! Он даже в тёплом зале не растаял!

Ведущий: Покажи-ка, Зимушка! Нет нут никакого колдавства1 просто комок этот не снежный, а бумажный. Большой лист бумаги смяли, скомкали, вот и получился белый комок, похожий на снежный. Ох, чует мой сердце, неспроста он в зале лежал. Посмотрим! (разворачивает комок). Да это же письмо! (читает) «Не видать вам больше праздника! Не встречать Весну красную! Так и останетесь в холоде жить на веки вечные! Я вашу Масленицу спрятала надежно – в своей крепости! Не выручить вам её никогда! Баба -Яга».

Зима: Ах! Подумать только, ребята как нам взять крепость, в которой спряталась Баба-Яга.

Ведущий: Вот вредина! Но мы её проучим! Правда, ребята? Разве мы с вами позволим Бабе-Яге испортить наш праздник? Мы сейчас пойдем и атакуем дом Бабы - Яги.

Зима: А ведь верно! В старые добрые времена тоже был такой обычай на масленой неделе – «Взятие снежной крепости».

Ведущий: Сначала составим план битвы. Малыши будут в засаде сидеть. Дети средней, старшей и подготовительной групп займутся подготовкой боеприпасов. Лепите, ребята снежки и складывайте их вот сюда. Родители, помогайте! Ну вот, боеприпасов достаточно. Теперь подготовим самую главную атакующую силу. Назовём её гвардией. А главнокомандующим будет Зимушка.

Баба - Яга: Вот насмешили-то! Тоже мне гвардия!

Зима: Мальчики подойдите ко мне. Вот моя гвардия. Сейчас для нас самое главное – выманить Бабу – Ягу. Давайте сделаем так. Скоморох, ты много дразнилок знаешь? Вы с ребятами водите хоровод, старайтесь выманить Бабу - Ягу. Пусть она выглянет, тогда мы её снежками закидаем. Гвардия, приготовьтесь и ждите мою команду!

Ведущий: Хорошо придумано. Вставайте, ребята, беритесь за руки, да повторяйте за мной.

Как на Бабки Ёжкины именины

Испекли пирог из глины.

Потому, что вредине такой

Не подарит блин никто!

Баба - Яга: Как это никто не подарит блин! Змей Горыныч подарит, да не один, а целых три!

Зима: Ребята, пли! Бросай снежки!

Баба - Яга: Ой-ой-ой! Шишку мне набили! Ох, я вам страшно отомщу!

Ведущий: Ребята, повторяйте за мной!

Вот решила Бабка Ёжка

В салки поиграть немножко

Только с врединой такой

Не хотел играть никто!

Баба - Яга: Как это никто не хочет играть? Вот Кощей Бессмертный захочет и Леший захочет!

Зима: Ребята, пли! Бросай снежки!

Баба - Яга: Ой-ой-ой! Да что же это такое! Прямо в нос попали! Он у меня и без того кривенький, а сейчас совсем набок свесился!

Ведущий: А ты не вредничай, выходи скорей, да Масленицу нам отдай!

Баба - Яга: Не отдам! Пусть она только меня блинами кормит! Вы – то со мной блинами не поделитесь!

Зима: Отчего же, поделимся, если вредничать перестанешь. Угостим её блинами, ребята?

Баба - Яга: А играть со мной будете? Я вас разным играм научить могу!

Ведущий: Тогда выходи скорей, будем играть вместе! Согласны, ребята?

Баба - Яга: Вы уж простите меня. Я оттого такая вредная, что со мной не дружит никто. Вот и вы меня на праздник не позвали! А мне в лесу одной, ох, как скучно! Вот ваша Масленица!

Ведущий: И ты нас прости Баба-Яга! Вот она, Масленица. Это кукла, которая всю неделю стояла за деревней, не высоком пригорке, да смотрела на народные игры и гулянья. Иногда ей делали злое, страшное лицо, чтобы показать, как злится зима. Но у нашей Масленицы лицо доброе, хорошее, как у Зимушки. А теперь, ребята, давайте поиграем.

Игра «Карусель»

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребёнок с бубном.

Дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот закончилась игра.

Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.

Зима: Ребята, посмотрите кого я вам привела Весну красную, привела с добром, а не со злобою. Проводили вы меня славно, весело. Ухожу от вас, да не навсегда. А Весна в свои права вступает.

Весна: Ну что ж, ребята, играми и песнями вы меня встретили. А блинчиком попотчуете? Говорят, в вашем саду блины уж больно вкусны.

1-я девочка (накрывает на стол):

Хлебом – солью всех встречаем.

Самовар на стол несём.

Мы чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

2-я девочка:

Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу.

Прибаутки пою.

3-я девочка:

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков.

Ведущий: Сейчас, ребята, давайте споём песню про блины.

Песня «Блины»

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,

Припев:

Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои.

Припев

Моя родная сестрица печь блины то мастерица,

Припев

Растворили на дрожжах – не удержишь на вожжах.

Припев

Составили и провели: Михеева Лариса Николаевна -воспитатель

Сафронова Наталья Дмитриевна-воспитатель

Жаркова Татьяна Вениаминовна-воспитатель

Новикова Ольга Сергеевна-муз. рук-ль

Публикации по теме:

Как на Масленой неделеКак на Масленой неделе Уважаемые коллеги! Многие весело и ярко встретили Масленицу. Фольклорный праздник проводов Зимы и встречи Весны знакомит детей с традициями.

Масленица. Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста Представлен сценарий проведения Масленицы (Проводы зимы) в детском саду для всех возрастных групп. Праздник проводился на улице, была хорошая.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
  • Детские писатели
Автор публикации:
Досуг по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Душа ль моя, Масленица»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 13:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...