Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Алла Серегина
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и волк»

Задачи:

1. Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

2. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.

3. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

4. Совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах

Оборудование:

1. ноутбук;

2. презентация;

3. Мультипликационный фильм «Петя и волк». (Год выпуска: 1958)

Ход занятия

1. Приветствие

Музыкальное приветствие. Валеологическая распевка «Доброе утро» О. В. Арсеневской.

М. Р.: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай по голосу».

Выходит один ведущий, встает спиной к детям. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребёнка. М. р.: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

Примерные ответы детей: по голосу.

М. р.: Правильно! А как же наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы детей:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

М. р.: То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Тембр – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы детей: Да, есть!

М. р.: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

М. р.: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот,

Запрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы детей: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

М. р.: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

М. р.: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд – портрет композитора). В этом году ему исполнилось со дня рождения 125 лет. (Некоторые факты из биографии) Сказку он написал уже в зрелом возрасте. Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свою тему. Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них темы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – (Слайд – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд – струнно-смычковые) – слушание темы.

М. р.: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы детей:

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

М. р.: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? Примерные ответы детей:

- Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

А хотите послушать звучание флейты в исполнении вашего товарища?

Исполнение музыкального произведения на флейте.

М. р.

Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

М. р.: Но вот появляется кошка! Ее тему исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.

М. р.: А давйте покажем под музыку, как кошка догоняет птичку.

Игра «Догони птичку».

Дети становятся в круг, выбирается Птичка и Кошка. Под музыку Птичка летает за кругом, затем звучит тема Кошки, кошка двигается под музыку и начинает ловить птичку. Дети поднимают руки, Птичка забегает в круг, дети опускают руки, не пускают Кошку в круг.

М. Р.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

М. р.: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

М. р.: Совершенно верно! А кто из вас хочет изобразить злого Волка?

(Танцевальное творчество детей)

И, наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

М. р.: Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. А сейчас давайте все превратимся в настоящих музыкантов симфонического оркестра и даже выберем дирижёра, который будет руководить оркестром (Дети исполняют на детских музыкальных инструментах победный марш из сказки).

Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня. (Кукольный мультфильм. Год выпуска: 1958). Просмотр мультфильма.

М. р. А сейчас я вам предлагаю нарисовать самого запомнившегося вам героя из симфонической сказки «Петя и волк».

Дети рисуют под музыку С. С. Прокофьева.

Список использованной литературы:

1. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.

2. И. Прохорова «Музыкальная литература» - М. Музыка2006.

3. М. Румер, Т. Бейдер «Музыка» - М. Музыка 2000.

Публикации по теме:

Досуг, посвященный 240-летию основания Большого театраДосуг, посвященный 240-летию основания Большого театра (28 марта 1776 год) «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души». АРИСТОТЕЛЬ. Цель. Систематизировать знания.

Концерт, посвященный 70–летию Победы Бабушка стелет скатерть на стол, в дверь на лошадке забегает внук, кричит: «Дедушка, догоняй» Внук: Останавливается и спрашивает: бабушка,.

Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.

Мастер-класс: экологически чистая игрушка своими руками «Петя, Петя-петушок»Мастер-класс: экологически чистая игрушка своими руками «Петя, Петя-петушок» Мастер класс «Петя Петя петушок» (экологически чистая игрушка своими руками) Цель мастера класса: обучение приемам изготовления оригинальной.

НОД. «Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк».НОД. «Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.

Педагогический проект, посвященный 55-летию космонавтики «Космос» «Человечество не остается вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, с начало робко проникает за пределы атмосферы, а затем.

Педагогический проект посвященный 55-летию космонавтики «Космос» «Человечество не остается вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, с начало робко проникает за пределы атмосферы, а затем.

Праздник, посвященный 70-летию Победы 1 Воспитатель Григорова Татьяна Владимировна Моу Береговая сош гдо Ведущая: Праздник Победы – 9 Мая – Празднует в нашей стране стар и млад.

Совместный межгрупповой театрализованный досуг «Лиса и волк» Совместный межгрупповой театрализованный досуг: «Лиса и волк». Участники: дети средней 11 группы и 12 группы. Оборудование: плоскостные.

Тематическое занятие С. С. Прокофьев «Петя и волк» Конспект занятия (Прокофьев) Программное содержание: Познакомить детей с композитором С. С. Прокофьевым и его произведениями. Вызвать у.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Дикие животные
  • Зима
Автор публикации:
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 11:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Профессия, которую я выбрала»
Как говорил Л. Н. Толстой: «Любить — это значит жить жизнью того, кого любишь». Я — счастливый человек! Я люблю детей! Я думаю о детях, забочусь о них —...
Перспективный план кружковой работы
Планирование кружковой работы «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей средней группы ( 4-5 лет) Воспитатель: Лисейкина Е. А. Цель работы...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир...
Открытая организованная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе № 9 «Мир магнита» Воспитатель:...
Сценарий развлечения по ПДД для дошкольников 3–5 лет «Дорожная азбука».
Сценарий развлечения по ПДД для дошкольников 3-5 лет «Дорожная азбука». Подготовили и провели воспитатели МДБОУ д/с №4 с. Овсянка Кириченко Светлана...
Проект по самообразованию «Использование самодельных музыкальных инструментов в...
Проект по самообразованию «Использование самодельных музыкальных инструментов в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...