Папки-передвижки

Другое видение сказки «Гуси-лебеди».

Светлана Горячева
Другое видение сказки «Гуси-лебеди».

Русский философ Ильин сказал : «Сказка – это сон, приснившийся нации.»

Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы.

Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок в реальной жизни много – много лет назад имели отношение к древнейшим обрядам и ритуалам.

Сказки, как и сновидения, обращаются к механизмам бессознательного. И в этом их самая большая сила. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания.

Публикация «Другое видение сказки „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах

Например, как девочка из сказки «Хаврошечка» могла пролезть через коровье ушко? И таких примеров можно привести множество.

Но, давайте рассмотрим русскую народную сказку «Гуси-лебеди» с точки зрения отношения к древнейшим обрядам и ритуалам.

Вот как об этом пишет в своей книге «Золотая нить» С. В. Жарникова – кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф.

«Гуси-лебеди уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги.

Баба-Яга обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь.

Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться мир людей, получив новый облик, новые знания, т. е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определённые испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Сестра мальчика отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, - печка – символ человеческого социального бытия.

Действительно, только человек поддерживает и получает огонь искусственно, термически обрабатывает свою пищу.

В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и Хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки нужно выйти за пределы человеческого социума, и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на её пути встречается яблоня. И снова символ, на этот раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки из разных сказок). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать её в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров.

Именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причём последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселём и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.

Не совершив поминального обряда, и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-лебеди» вступила в пространство «межмирья», во владения Бабы-Яги.

Поведение девочки и мальчика при возвращении в мир людей - иное. Они пьют молоко, и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и кроме того, забираются в печь.

Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему?

Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере. Считается, что если грудной ребёнок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.

Обряд перепечения должны проводит два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребёнок. Собственно, ребёнок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребёнок считается доведённым до необходимого состояния и как бы родившимся заново.

На санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом, а «paripacya» - быть сваренным, поджаренным, созревать.

Именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печи уже качественно новыми людьми.»

Публикации по теме:

«Красная Шапочка»«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи. «Будем знакомы!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Будем знакомы! Программное содержание: Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Другое видение сказки «Гуси-лебеди».
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 11:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД