МААМ-картинки

Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ

Татьяна Масензова
Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ

Авторская разработка

В настоящее время, в связи с определенными позитивными изменениями в системе дошкольного образования, педагоги ДОУ относительно свободны в выборе образовательных программ. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Но в обилии парциальных программ важно выбрать то оптимальное содержание, которое будет способствовать разностороннему развитию ребенка. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Поэтому очень остро встала проблема по ознакомлению воспитанников детского сада с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для них, россиян.

Публикация «Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ» размещена в разделах

Первое знакомство ребенка с народным творчеством начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме,- таят в себе немалые жанровые богатства. Младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому очень важно, чтобы эти представления были сформированы на основе нравственных и духовных ценностей русского народа.

Однако очень не просто в режиме дня изыскать время для полной реализации таких программ. Очень не хотелось проводить данные занятия в те минуты, которые выделены детям для игры. Занимаясь на протяжении нескольких лет проблемами экологического воспитания дошкольников, я обратила внимание на то, что практически любая тема занятий по экологическому воспитанию перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре. Поэтому, изучив множество программ и УМК, направленных на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также духовно-нравственное и патриотическое развитие детей, мне показалось очень правильным иногда интегрировать тематику экологической и народной культуры.

При этом некоторыми авторами были разработаны целые циклы занятий на основе народного календаря с детьми старших и подготовительных групп. В это время и возник вполне оправданный вопрос: «Можно ли применить данную технологию в воспитательно-образовательном процессе младших дошкольников?» Всем известен тот факт, что при наличии ясной цели и четких задач, нет ничего невозможного. Поэтому мною был разработан перспективный план на основе народного календаря, в который была включена адаптированная для данного возраста информация. В этот план гармонично влились календарные беседы, рассматривание картин, свободная творческая деятельность детей и наблюдения в природе с акцентом на народные приметы, без использования специально отведенного времени. Дети, в ненавязчивой форме, получали доступную информацию в ходе режимных моментов. Закрепление материала происходило в процессе продуктивной деятельности, праздничных мероприятий и вовлечения родителей в сотворчество с детьми.

Цель:

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для младшего дошкольного возраста формах и формирование основ духовности личности на основе народной культуры.

Задачи:

1. Развивать экологическую воспитанность детей через наблюдение за живой природой и временными изменениями на основе народного календаря.

2. Формировать представления о быте и обычаях русского народа через ознакомление с народными приметами, песнями, играми, фольклором.

3. Расширять кругозор родителей и педагогов о культуре русского народа через организацию совместных мероприятий и акций.

Содержание: дата,наблюдение за природой, праздничные мероприятия, продуктивная деятельность,работа с родителями.

1 сентября

Андрей

Стратилат-тепляк Познакомить детей с календарем погоды, объяснить значение картинок. Познакомить с названием времени года (осень)

На прогулке с помощью вертушек и султанчиков провести наблюдение за ветром. Отметить теплый он или холодный. Рассказать, что это время листопада. Сообщить о том, что по народным приметам в этот день дует теплый ветер Рисование красками, гуашью: «Первый листопад», «Осенний листочек» Выставка совместных работ «Осенний букет»

5 сентября

Луппа- брусничник Предложить детям рассмотреть веточку брусники или картинку с изображением веточки. (отметить ягоды, листья, стебель)

Рассказать, что по народной примете в этот день поспевает брусника Рисование штампами «Брусничка» В родительский уголок поместить стихи о ягодах, растущих в лесах Сибири

7 сентября

Тит-грибной В уголке природы выставить картинки и муляжи грибов. Рассказать детям о том, что с давних времен люди отправлялись в лес, собирали грибы и заготавливали их на зиму. Лепка «Красивый грибок»

13 сентября

Куприянов день Рассмотреть с детьми овощи (морковь, картофель, свеклу) Сравнить овощи между собой (цвет, форма). Рассказать детям о том, что по народному календарю в этот день люди начинали убирать урожай корнеплодов. Рисование «Морковка для зайчика» Смотр-конкурс поделок из овощей «Чудо огород»

20 сентября

Лука В уголке природы поместить в баночку с водой луковицу с небольшой зеленью. Рассмотреть ее строение, рассказать о том, чем полезен лук. Рисование акварелью «Желтая луковица для больной куколки»

21 сентября

Осенины,

Оспоженки Рассмотреть различные овощи, которые еще не были рассмотрены в уголке природы. Провести о них беседу. Предложить попробовать на вкус. Рассказать о том, что давние времена в этот день отмечали праздник урожая. Праздник «Осенины» Подготовка костюмов и масок с изображением овощей для инсценировок

14 октября

Покров Предложить детям понаблюдать за погодой из окна и найти подходящую картинку в календаре погоды. Рассказать детям о том, что в давние времена люди примечали, что с этого дня становится холоднее и может даже выпасть снег Рисование карандашами «Первый снег»

или

«Холодный дождь»

12 ноября

Зиновий-синичник Рассмотреть картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица). Рассказать о том, чем питаются птицы зимой. На прогулке предложить детям понаблюдать за птицами. Рассказать о том, что в старину в этот день развешивали кормушки для птиц Рисование пальчиками «Зернышки для птиц»

«Кормушка для птичек» Акция : изготовление и совместное развешивание кормушек для птиц.

Оформление газеты «Синичкин день»

19 ноября

Павел и Варлаам-ледоставы На прогулке с детьми рассмотреть наледь на дорожке.

Рассказать детям о том, как опасно ходить по льду (лед скользкий). Чтобы не упасть лед можно посыпать песком.

В группе провести опыт со льдом (в тепле тает, превращается в воду) Рассказать о том, что издавна люди замечали, что в этот день появляется лед на реках и озерах Рисование «Зимние забавы» Изготовление игрушек из цветных льдинок для украшения участка

7 декабря

Екатерина-санница На прогулке организовать для детей катание на санках. Проверить, где легче катятся санки по рыхлому снегу (сугробам) или укатанному (по дорожке).

Рассказать, что в давние времена в этот день люди устраивали катание на санях, запряженных лошадьми. Рисование красками «Дорожка для саночек»

Конструирование из пластилина и спичечного коробка «Саночки» Организация катания детей на санях, запряженных лошадьми.

12 января

с 06.01по 19.01Святки На прогулке понаблюдать с детьми за ветром (сильный или слабый, холодный или теплый) Если ветер сильный, то урожай будет хорошим. «Коляда отворяй ворота» Конструирование из бумаги «Красивая конфета» Организация и проведение родительских вечеров «А расскажу я вам сказку»

20 февраля

Лука Понаблюдать за луком, выращенным в баночке с водой. Рассмотреть корни, определить для чего они нужны (чтобы питаться). Рассказать детям о том, что сегодня Луков день. В старину в этот день пекли пирожки с луком. Рисование пластилином «Луковые перышки»

Лепка из соленого теста «Пирожки» Наглядная консультация для родителей «Полезный огород на окне»

Конец февраля-начало марта

Рассказать детям о том, что с наступление весны зимующие птицы начинают вить гнезда, а перелетные возвращаются из теплых стран. Отметить, что солнце стало светить ярче и

греть сильнее.

На прогулке познакомить детей с народными играми «Карусели», «Солнышко-ведрышко»

«Масленица»

Конструирование из ткани «Куколка Масленица» Семейный проект «Масленица» (Изготовление кукол, коллажей, газет об истории праздника)

7 апреля

Благовещение Во время прогулки описать погоду, отметить светит ли солнце или небо хмурое, появились ли на деревьях листья или нет. Рассказать, что этот день один из самых почитаемых в народе праздников весны. Предки считали, что в этот день даже солнце радуется, «играет»,отмечали, что зацветает верба Конструирование из природного материала «Веточка вербы» Вечер совместных игр.

20 апреля

Акулина На прогулке рассмотреть с детьми почки на деревьях. Рассматривание березки. (строение, особенный цвет ствола).Рассказать детям о том, что в этот день раскрываются почки на березе. «Весна-красна» Рисование красками «Березка» Изготовление книжек-малышек со стихами о русской березке.

Апрель-май В уголке природы выставить картинку с изображением курочки. Рассмотреть ее (голова, клюв, туловище, крылья, хвост).

Рассказать детям о том, что праздник «Пасха» считался главным праздником на Руси. Символом праздника было пасхальное яйцо. В этот день на Руси радостно звонили колокола. «Пасха» Рисование красками «Пасхальное яичко» Выставка «Сказочное яичко»

15 мая

Борис и Глеб В уголке природы выставить картинку с изображением соловья. Предложить детям прослушать запись соловьиного пения.

Рассказать детям, что в давние времена люди заметили, что с этого дня начинают петь соловьи. Лепка из соленого теста «Птичка»

Июнь

Троица В уголке природы выставить картинку с изображением летнего пейзажа с березами. Отметить яркость летних красок. Рассмотреть березку на участке детского сада.

Рассказать детям, что в этот день по поверью, русалки падают с деревьев. О том, что на Троицу устраиваются народные гулянья с качелями, а избу украшали зелеными ветками березы. «Как у наших у ворот» Аппликация из бумаги «Красивый венок» Создание фотоколлажа

«Мы с семьей на природе»

Литература:

1. Знакомим дошкольников с народной культурой. Чебан А. Я. ,Бурлакова Л. Л. Сфера,М. -2011г.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Бударина Т. А. С. П. -2010г.

Публикации по теме:

Годовой план Центра развития ЯС №1 «Ромашка» на 2012–2013 уч. год Центр развития я/с № 1 «Ромашка» расположен в центре города. В детском саду воспитывается 375 детей разных национальностей. Центр развития.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 05:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД