МААМ-картинки

Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста

Таисия Медведева
Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны он предполагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, социальной среды, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Воспитание должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений.

В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Задачи нравственного воспитания таковы: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, стране, ее народу, богатствам и недрам, культурному наследию прошлого, уважение к народам разных национальностей и желание трудиться.

Работая над данной проблемой, наш коллектив старается создать в своем детском садике правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива, педагогическим и родительским коллективами, высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать возрастным особенностям и предусматривать зону ближайшего нравственного развития (приучения, упражнения, пример взрослого и сверстников, целенаправленные наблюдения, показ действий, труд, игра, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание картинок, соблюдение правил и т. д., их очень много).

Каждый педагог по своему выстраивает цикл и систему работы по нравственному воспитанию. Но в конце года педагог каждой возрастной группы подводит итоги работы с детьми, в том числе и по нравственному воспитанию. С этой целью мы анализируем степень устойчивости нравственных мотивов, привычек нравственного поведения, ибо это является главным критерием достигнутых результатов, показателем нравственной воспитанности детей.

В своей работе мы опираемся на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амоношвили: «В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия. Эту работу осуществляем системно, взаимосвязано с работой по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкально-художественному воспитанию и др., в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка, в сотрудничестве педагогов и родителей.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Здесь формируются навыки: самостоятельности в быту, заботливое отношение к взрослым, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, отдельные правила поведения в помещении, на улице, со взрослыми. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, радоваться общим успехам. Во второй младшей группе можно создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В младшем возрасте для работы по духовно-нравственному воспитанию я использую картины, на которых изображены определенные действия: «На прогулку», «Этот мальчик сам одевает куртку» и т п., сюжетные игры-действия «Оденем Машу на прогулку», «Поможем Маше умыться» и т. д. Все действия всегда сопровождаются художественным словом; используются художественные образы, личный пример взрослого; оценка положительных действий малыша; оценивая негативный поступок или действие, педагог раскрывает в первую очередь последствия этого поступка, что может произойти, если этот поступок не предотвратить или повторять, а не дает характеристику ребенку, совершившему этот поступок (Вова - плохой, безобразник и т. д.).

Разъясняя значение элементарных правил вежливости, я убеждаю малышей на их собственном опыте, что хорошее поведение доставляет много радости окружающим.

Приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу для того, чтобы приучить к этому малышей. Доброжелательное отношение к своим родителям и близким со стороны воспитателя дети должны видеть.

Для выполнения требований программы по нравственному воспитанию для детей 2-4 лет я подобрала соответствующую литературу, сюжетно-ролевые игры, картины и картинки, игры-драматизации, целевые прогулки, трудовые поручения, систему наблюдений, игры с песком и водой, дидактические игры, подвижные игры. Заложенные на первых ступенях дошкольного детства начала гуманизма, его общественная направленность продолжают свое развитие в старшем возрасте.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Сценарий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июля 2017 в 18:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД