Получи документы

Духовно-нравственное состояние учащихся. Данные психолого-педагогического исследования учащихся и их родителей

Любовь Медведева
Духовно-нравственное состояние учащихся. Данные психолого-педагогического исследования учащихся и их родителей

Тема: «Духовно- нравственное состояние учащихся КГУ СОШ №46»

(Данные психолого-педагогического исследования учащихся и их родителей по ценностям)

Цели: ознакомить педагогов с результатами проведенного исследования, показать какие семейные традиции и ценности есть в семьях учащихся нашей школы и что является наиболее приоритетным из ценностей для учащихся 9-11 классов.

Тип семинара: изучение данных исследования с применением ИКТ.

Публикация «Духовно-нравственное состояние учащихся, Данные психолого-педагогического исследования учащихся и их родителей» размещена в разделах

Методы: наглядный, практический.

Форма: работа с статистическими данными исследования.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход выступления.

1. Вступительное слово.

2. Демонстрация слайдов с анализированием данных.

3. Заключение

(Слайд №2) Психолог :

Как известно- формирование у обучающихся ценностных ориентиров и духовно-нравственных качеств происходит непосредственно при тесном сотрудничестве семьи и школы.

Одним из средств духовно-нравственного развития детей в семье является личный пример родителей и членов семьи.

В результате проведенного исследования, где принимали участие родители в количестве 80 человек, получены следующие данные : (слайд №3)

СЛАЙД №1. Титульный лист

СЛАЙД №2.

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

Психолог :

СЛАЙД №4

На вопрос: «Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?» Ответили:

• Да- 22 чел.

• Частично, мы собираем информацию о нем-12 чел

• Нет, но мы планируем его создать-14 чел

• Нет-32

СЛАЙД №5

Есть ли в Вашей семье:

«Семейные легенды»-да 30чел;

«Семейные заповеди»-19 чел;

«Семейный кодекс чести»-38чел;

«Семейное портфолио» - 80 чел. в виде семейного альбома из них 15 чел. - коллекция семейных достижений ;

СЛАЙД №6

Какие традиции существуют в Вашей семье:

- Традиции, связанные с праздниками- 24 чел.

- «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т. д.)- 56 чел;

- Традиции «Выходного дня»-48 чел. ;

- Традиции, связанные с достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т. д.)-59 чел;

- Кулинарные традиции-10 чел;

- Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия», и т. д.)- 23 чел;

СЛАЙД №7

Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

• Они закреплены обществом (традиционные)-67 чел;

• Они переходят в нашей семье от поколения к поколению-24 чел. ;

• Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи-52 чел;

• Они появились сами собой-1 чел. ;

СЛАЙД №8

Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

• Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться-28 чел. ;

• Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т. д. -58 чел. ;

• Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь-59 чел;

СЛАЙД №9

Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

• Да-68чел. ;

• Нет;

• Частично-12 родителей.

На вопрос: «Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье?» 10 родителей ответили : празднование Нового года, дня рождения, национальные праздники- Наурыз, Курбан-айт, совместный летний отдых, туризм, забота о животных.

Ценности в семье- верность, правда и любовь-1 чел. 1 чел. ответил: -«самая главная ценность-это жизнь»

кол-во родителей Ценности Да Частично нет Планируем

4

слайд Генеалогическое древо вашей семьи 22 12 12 32

Семейные легенды 30

Семейные заповеди 19

Семейный кодекс чести 38

Семейное портфолио 80

Другое 0

5

слайд Какие традиции существуют в Вашей семье:

Традиции, связанные с праздниками 24

«Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т. д.) 56

Традиции «Выходного дня» 48

Традиции, связанные с достижениями 59

Кулинарные традиции 10

Традиционные игры в кругу семьи 23

Другое 0

6

слайд Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье

Они закреплены обществом (традиционные) 67

Они переходят в нашей семье от поколения к поколению 24

Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи 52

Они появились сами собой 1

Другое 0

7

слайд Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям

Через нормы и правила, установленные в семье 28

Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно 58

Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь 59

Другое 0

8

слайд Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи 68 12 0

80 Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье

Для исследования ценностных ориентаций учащихся использовался

опросник М. Рокича

СЛАЙД №10

Методика: Тест М. Рокича «Ценностные ориентации личности» направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты. Тест основан на прямом ранжировании списка ценностей.

Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные

Терминальные ценности (или ценности-цели) определяются им, как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности (или ценности-средства) – это убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. СЛАЙД №11

В исследовании принимали учащиеся 9-11 классов в количестве 115 человек

СЛАЙД №11

СЛАЙД №12

Психолог : Респонденту предлагают набор карточек или список ценностей, которые необходимо распределить по порядку значимости лично для него.

Наиболее значимая ценность должна занимать первое место, соответственно, наименее важная останется последней. Конечный результат представляет систему ценностей испытуемого

В каждом классе ценностей по18 пунктов Список А (терминальные ценности) : Цель первой части теста состоит в изучении нормативных идеалов, структуры ценностей и определении наиболее значимых ценностей личности на уровне убеждения.

Список Б (инструментальные ценности) : Вторая часть теста имеет своей целью изучить ценности на уровне поведения личности, а также индивидуальные предпочтения, проявляющиеся в обществе.

Список А (терминальные ценности) :

1 – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2 –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3 – здоровье (физическое и психическое);

4 – интересная работа;

5 – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6 – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7 – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8 – наличие хороших и верных друзей;

9 – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10 – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интел-е развитие);

11 – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12 – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13 – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14 – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15 – счастливая семейная жизнь;

16 – счастье других (благосостояние,развитие и совершенствование других людей, всего народа, чел-ва в целом);

17 – творчество (возможность творческой деятельности);

18 – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)

1 – аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2 – воспитанность (хорошие манеры);

3 – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4 – жизнерадостность (чувство юмора);

5 – исполнительность (дисциплинированность);

6 – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7 – непримиримость к недостаткам в себе и других;

8 – образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9 – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10 – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11 – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12 – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13 – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14 – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15 – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16 – честность (правдивость, искренность);

17 – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18 – чуткость (заботливость).

Психолог : После обработки теста Рокича выстроилась структура и система ценностных ориентаций личности учащихся и выявились индивидуальные закономерности.

СЛАЙД №13

СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

СЛАЙД №16

СЛАЙД №17

СЛАЙД №18

СЛАЙД №19

СЛАЙД №20

В результате из 115 учащихся 9-11 классов на 1 место выбрали наиболее значимые терминальные ценности: 64 учащихся–здоровье (3 ценность, 17 учащихся счастливая семейная жизнь (15 ценность, 7 учащихся- жизненная мудрость (2 ценность, 6 учащихся-– уверенность в себе (18 ценность, 5 учащихся- наличие хороших и верных друзей (8 ценность, 5 учащихся-– свобода (14 ценность, 3учащихся- интересная работа (4 ценность, 2 учащихся -активная деятельная жизнь (1ценность, 2 учащихся - продуктивная жизнь (11 ценность, по 1 человеку на 1 место выбрали- любовь, материально обеспеченная жизнь, счастье других, творчество (6, 7, 16, 17 ценности).

Инструментальные ценности: 29 учащихся- воспитанность (2 ценность, 22 учащихся -аккуратность (1ценность, 9 учащихся- жизнерадостность (4ценность, 9 учащихся - образованность (8 ценность, 9 учащихся- честность (16ценность, 8 учащихся- независимость (6ценность, 5 учащихся- высокие запросы (3ценность, 5 учащихся- исполнительность (5 ценность, 5 учащихся- широта взглядов (15 ценность, 3 учащихся - эффективность в делах (17 ценность, 3 учащихся- чуткость (18 ценность, 2 учащихся - ответственность (9 ценность, 2 учащихся - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (12 ценность, по 1 человеку выбрали- непримиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, самоконтроль, твердая воля (7,10,11,13 ценности).

Менее значимые ценности для учащихся 9-11 классов оказались: терминальные – красота природы и искусства, общественное призвание, познание, развлечения (5,9,10,13 ценности); инструментальные – терпимость (14 ценность).Эти результаты указывают на структуру ценностных ориентаций учащихся 9-11 классов, наиболее важные принципы, которыми они руководствуется в жизни, отношение к себе, к близким, к педагогам, к учебе, и к миру в целом.

Мое выступление подходит к концу и я хотела бы пожелать всем счастья.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Музыка нас связала» Музыка нас связала— проект по приобщению дошкольников к классической музыке. Лариса Францева Балаково 24. о9.2013 год Я,участник проекта,.

Выставка декоративно-прикладного творчества. Фотоотчет.Выставка декоративно-прикладного творчества. Фотоотчет. В один из весенних дней мы с детьми посетили выставку декоративно-прикладного творчества учащихся "Добрый мир детства", которая проходила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное состояние учащихся. Данные психолого-педагогического исследования учащихся и их родителей
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 22:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД