Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ (1 фото)

Мария Щучкина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над духовными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях, как добро, милосердие, великодушие и справедливость. Именно поэтому проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения - очень важная и актуальная.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ» размещена в разделах

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребёнка должны мы - педагоги.

Акцентируя внимание на более глубоком изучении вопроса о духовно - нравственном воспитании, в нашем детском саду была открыта творческая студия " Росток", участниками которой стали все желающие дети старшей группы и их родители.

Руководители студии : Щучкина Мария Леонидовна - воспитатель старшей группы, автор и составитель всех текстов сказок; Амеличкина Елена Евгеньевна - музыкальный руководитель, режиссёр - постановщик драматизаций сказок; Овсова Ирина Фёдоровна - автор и организатор мастер - классов.

Наша задача - заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём такие нравственные качества, которые помогут ему в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять ему.

Работа творческой студии направлена на партнёрское взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно - нравственного развития личности ребёнка.

Мы остановили своё внимание на наиболее значимых принципах духовно - нравственного воспитания и развития детей : принцип развивающего образования, принцип интеграции, принцип личностно-ориентированного подхода, принцип культуросообразности.

В основу работы студии положено блочно - тематическое построение, которое представлено в различных видах деятельности. А именно, в социально - коммуникативной, музыкально - творческой и художественной. В связи с этим перспективное планирование разработано на основе определённых тем,

Каждой из которых отводится 3-4 занятия, где организуются различные виды деятельности детей.

Последовательность реализации работы по каждой теме включает в себя несколько этапов, на которых педагоги используют комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми.

Работу по первому направлению - " Социально - коммуникативный блок" ведёт воспитатель. Сформулировав основные задачи, выстроили алгоритм, который позволяет познакомить детей с духовно - нравственными и социокультурными категориями, развивать связную логическую речь, расширять словарный запас, строить диалоги, соединять интеллектуальное и духовно - нравственное начало в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Наблюдая за воспитанниками в различных формах организации образовательного процесса, и при взаимодействии с родителями, отметили, что дети не всегда умеют вести себя в различных ситуациях, проявляют эгоизм, агрессивность, обидчивость. Приняли решение направить работу на создание атмосферы, которая располагала бы детей к позитивному общению, к активному взаимодействию. В качестве основы взяли авторские сказки, морально -этического типа. Каждая сказка была разработана для конкретной нравственной ситуации, имела ярко выраженную этическую направленность.

С помощью авторских сказок постарались передать воспитанникам моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.

Это притчи " Волшебные очки", " Ода красоте души", сказки " Слон, который мечтал летать", " Волк и семеро козлят на новый лад" и "Рождественская притча о ёлочных игрушках". Обсуждали содержание, "преломляли" его к жизненным ситуациям и ситуациям в группе, выявляли мораль и подбирали пословицы. Так основная мысль сказки " Волк и семеро козлят на новый лад" следующая : " Советы мам почаще надо выполнять, любить родных и радовать!"

В процессе работы над текстом сказок и притч использовали приёмы эмпатии. Например ребёнок, изображающий бельчонка из притчи " Волшебные очки" становился хитреньким, загадочным или ребёнок, играющий Павлина из "Оды красоте души" превращался в скромную, застенчивую птицу.

Упор делали на воображение детей, их личный опыт. Использовали игры "Волшебный платок", "Маска, я тебя знаю", " Волшебная палочка".

Наибольшее оживление и интерес вызывала работа по придумыванию и изменению концовки и начала притч. Фантазии детей, имеющие позитивное направление развития, позволяли создавать новые ситуации.

Всё это способствовало лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности ребёнка.

Придумывали название притчи, которое начиналось одним из следующих способов:

" Как кто - то учился чему- то. " или " История, подслушанная. " Так появились названия сказок " Слон, который мечтал летать" или "Рождественская притча о ёлочных игрушках".

В своей работе старались использовать как стандартные, так и нестандартные методы и приё мы обучения: работа в парах и микрогруппах, ресурсный круг, целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр притч презентаций, работа над артикуляцией, сценической речью. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Ресурсный круг - форма интерактивного обучения раскрывающая широкие возможности для решения задач социально - личностного развития дошкольников. Например: ресурсный круг " Ласковое имя", " Колыбельная для мамы" и др.

Просмотр притч - презентаций - способ наглядного представления информации, а точнее малого поучительного рассказа в форме иносказания с моральным или духовным поучением, с использованием аудиовизуальных средств. При использовании презентаций развивается внимание, зрительная память, мышление и воображение, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас.

Уроки актёрского мастерства от родителей через игровые приёмы "Зеркало", " Покажи как. "," Оживи предмет", " Инсценировка пословиц".

В музыкальных сказках духовно - нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально - чувственным воздействием. В связи с этим работу студии продолжает "музыкальный" блок, который включает в себя занятия по слушанию музыки.

Был разработан цикл музыкальных занятий, на которых дети знакомились с произведениями народной, классической (П. Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ, Л. Бетховен и др., современной (Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.) , музыкой различной тематики и характера, большая часть которых представляет национальную культуру России.

На этих занятиях использовали различные виды музицирования. Если дети слушали песню, доступную по содержанию и исполнению, то им предлагалось спеть её. Если дети слушали музыку яркую в ритмическом отношении, им предлагается сделать оркестровку. Музыкальный образ развёрнутого, эмоционально насыщенного произведения воспроизводили в творческом музыкальном движении. Так, дети с большим удовольствием воспроизводили «Танец птиц» из музыкальной сказки «Снегурочка» П. Чайковского, «Лиможский рынок» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, в оркестре – «Марш», «Танец-скакалка» Д. Шостаковича.

Самые яркие музыкальные произведения были включены в сценарии музыкальных сказок.

Большими помощниками в нашей работе являлись родители воспитанников. Их участие очень важно для нас в качестве актёров, художников-декораторов, костюмеров, активных участников мастер-классов. Следует отметить, что подобная организация совместной творческой деятельности способствовала не только самореализации и взаимообогащению детей, но и взрослых, а также явилась одним из результативных средств сближения взрослых и детей.

Третий блок студии - творческий. Он представлен оригинальным методом обучения и совершенствования практического мастерства - мастер- классом.

Тематика каждого мастер - класса подбиралась, исходя из содержания и названия сказок и притч, их морали, направления работы студии. Итог каждого такого мероприятия - творческий продукт, выполненный детьми и родителями из бросового и подручного материала.

Вашему вниманию поэтапно представлен мастер - класс " Букет сердец", посвящённый Дню матери. Дети и родители оформили удивительно нежную и оригинальную работу из сердечек разного размера, собранных в букет. Каждое сердечко украшалось подручными материалами, блёстками, наклейками. Использовались приёмы обрывной и накладной аппликации.

Ко Дню пожилого человека провели мастер - класс " Рамочка для фотографий".

Используя приёмы модульной аппликации, самоклеющиеся стразы и обычную картонную коробку из-под пластилина, оформили нужную, яркую и очень винтажную рамку.

Результатом творческого вечера, посвященного Дню добра и тепла, стала поделка, название которой придумали сами участники мастер - класса.

Это " Птица красоты и счастья".

В Рождественские праздники изготовили открытку ручной работы с ангелом, являющегося одним из символов Рождества.

На последнем мастер - классе, посвященном дружбе, "испекли" двухъярусный торт. Результат- бумажный шедевр кулинарии.

На всех мастер - классах царила атмосфера творчества и непринуждённости. Именно здесь у детей и их родителей проявились такие качества личности как любознательность, эмоциональная отзывчивость, активность, коммуникативность, целеустремлённость, желание к творческому самовыражению.

Все проведённые мероприятия позволили продемонстрировать родителям творческие возможности детей. Их успехи, достижения, степень включённости в совместное дело, показать работу с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

В рамках работы студии многократно организовывали выставки семейного творчества, экскурсии в библиотеку, музей народной игрушки, посещали Саровский драматический театр, ЦРР " Умничка", участвовали в благотворительных акциях

" Подарок другу", «С мира по листочку», городских конкурсах по духовно – нравственному воспитанию «Мамочка, мой ангел», «Письмо батюшке Серафиму», «Пасхальный колокольчик», «Серафимовские чтения»; стали победителями в конкурсе " Родители года - 2016".

В условиях распространения педагогического опыта по духовно-

нравственному воспитанию педагоги оформили публикации в электронном педагогическом журнале «Педмир», опубликовали материал на международном образовательном портале МААМ, приняли участие во всероссийском конкурсе публикаций «Золотой пост» и во всероссийском ежемесячном конкурсе «Лучший сценарий праздника» и заняли 1 место по трём сценариям, а также получили диплом за лучший сценарий духовно-нравственной направленности в православных традициях в областном конкурсе «Лествица: ступеньки к красоте души».

Таким образом, считаем, что были созданы все необходимые условия для приобщения детей к духовно – нравственным ценностям, сформирована готовность следовать им, все формы организации работы творческой студии «Росток» взаимодополняли друг друга, обогащая процесс духовно-нравственного становления личности ребёнка.

Спасибо за внимание!

Авторы : Щучкина М. Л. Овсова И. Ф. Амеличкина Е. Е.

Прикреплённые файлы:

konferencija-2017_tir0e.pptx | 13369,86 Кб
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 22:43
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД