Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Людмила Плотникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования Абинский район

из опыта работы

«Музыка - как средство духовно – нравственного воспитания

дошкольников в детском саду»

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Актуальность выбранной мной темы очевидна: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.

Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;

• Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором

Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, беседы - концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные, выступление детей музыкальной школы.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Система нравственно - патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с детьми, с педагогами, узкими специалистами, с родителями, участие в методической работе.

Взаимодействуя с детьми, использую такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, беседы - концерты, праздники и развлечения, использование мультимедийного оборудования (тематические презентации, интерактивные игры, в самостоятельной деятельности, сотрудничество с музыкальной школой.

С педагогами и узкими специалистами: консультации, рекомендации по использованию патриотической музыки в режимных моментах, в НОД, по проведению концертов, праздников, познавательных досугов, мультимедийных презентаций.

С родителями использую информационные стенды, буклеты, папки – передвижки, организую концерты, совместные праздники, посиделки, музыкальные гостиные, даю рекомендации по использованию интернет ресурсов в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в

2.

том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.

Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение.

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т. е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, 3.

ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель моих занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины.

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников применяю комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду в процессе непосредственно образовательной деятельности, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». Мне хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание, несомненно, является важнейшим направлением моей работы. Знать, любить историю, культуру своей Малой Родины, Кубани, важно для каждого нашего воспитанника, гражданина России. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу 4.

и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если я научу его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, развиваю патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуры происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников.

Цикл занятий, мероприятий: «Моя семья, моя крепость», «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», «День матери», «Родина моя, моя Отчизна», «Мой город в прошлом и теперь», «Земля отцов – моя земля», «Край наш Кубанский родная земля!». Месячник оборонно – массовой и военно -патриотической работы «Кубань – край ратной и воинской славы», «Олимпийские резервы», «Победа деда – моя победа». На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных, литературно-музыкальных композициях принимают участие и взрослые и дети / информацию можно посмотреть на официальном сайте детского сада №4 – ds4 abinsk.ru/

Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День Семьи, любви и верности», «Яблочный спас» с участием родителей и сотрудников детского сада. 5.

Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказывают пословицы и поговорки, играют в казачьи игры.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой! Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группыДуховно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группы Добрый вечер, коллеги! Важнейшей, базисной характеристикой личности является духовно-нравственное воспитание детей. О духовно-нравственном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народаДуховно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№313 Борисовой Елены Анатольевны Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет) 17 декабря 2015г. в МБДОУ «Детский сад №14» состоялся семинар для воспитателей Городецкого муниципального района в рамках сетевой модели.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР и ФФНР в условиях логопунктаДуховно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР и ФФНР в условиях логопункта Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР, ФФНР и ФФНР и элементами нарушения лексико-грамматического строя речи на логопедических.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 13:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД