Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Кира Некрасова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе,

языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если

будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний …»

Д. Лихачев

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас осознавать неблагополучие в сфере нравственного воспитания личности, размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. Мы увлеклись интеллектуальным развитием, забыв о нравственности человека, человеческих ценностях. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Поэтому возникают острые проблемы от отсутствия гуманистической морали, духовности, взаимопонимания, милосердия. Духовность скрыта от постороннего взгляда, но именно она и определяет поведение человека, и, как точно отметила С. А. Назарбаева: «Жизнь эволюционна. Она - в постоянном развитии и совершенствовании. В настоящее время, я убеждена, мир вступает в эпоху Духовности» [1, 11].

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (Назарбаева С. А., B.C. Библер, В. А. Блюмкин, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н. И. Цуканова).

Таким образом, одной из важных задач современной педагогики является воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей. Образование играет ведущую роль в гармоничном развитии ребенка и раскрытии его внутреннего мира. Национальная система образования ориентирована на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Практическим решением этой задачи стала реализация программы нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которой является первая леди Республики Казахстан Сара Алпысовна. Особые надежды по воспитанию молодежи она возлагает на систему образования: „Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“ [2, 41].

Перед общеобразовательными учреждениями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности подрастающего поколения.

Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдение за взаимоотношениями детей, поможет лучше понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и нравственности даст хорошие результаты.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

В программе «Алашы адам», по которой мы работаем в КГКП д/с №6 «Балауса» с детьми II младшей группы, есть раздел, в который входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Мы применяем различные формы работы с детьми. Это и занятия, и цикл бесед, посвященных нравственному воспитанию, и прикладное творчество, и сказки, и главное – сюжетно-ролевые игры. Потому что именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Целенаправленная деятельность по формированию духовно-нравственных ценностей дает положительные результаты, и, если использовать сюжетно-ролевую игру как средство нравственного воспитания, то формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей у дошкольника будет более успешным и эффективным, т. к. игра является наиболее естественным и комфортным для ребенка способом усвоения гуманных отношений и социально-нравственного опыта.

Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Литература:

1. Назарбаева С. А. Путь к себе. Алматы, 2000

2. Назарбаева С. А. Самопознание - возрождение истоков духовности и нравственных ценностей//Самопознание (теория, практика, поиск новых парадигм). Материалы международной научно-практической конференции «Самопознание» - программа гармоничного развития человека» (Алматы, 21-22 октября 2003 г.) Выпуск 2 в трех частях. Часть 1.-Алматы, 2003

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 19:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД