Духовно-нравственное воспитание дошкольников

наталья слензак
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Еще одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Детство - время приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек, гражданской позиции, начальный этап возникновения патриотических чувств. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа, а в частности к культурным традициям своего родного города.

Одна из годовых задач МБДОУ д/с № 56 «Солнышко» - формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством ознакомления их с культурой и традициями родного края. Работа с детьми в данном направлении строиться на принципах систематичности, интеграции, культуросообразности, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, и предполагает включение всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Дошкольники знакомятся с историей родного края, культурой и традициями через Белгородский фольклор, живопись, искусство. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания, во все виды детской деятельности, в повседневную жизнь детей.

В первую очередь, большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, позволяющая детям повседневно проникаться духом родного края. В старших и подготовительных группах имеются уголки краеведения, где собраны, благодаря педагогам и родителям воспитанников, различные предметы старины и символы Белгородчины, которые периодически пополняются. Дети знакомятся здесь с флагом, гербом и картой Белгородской области. Педагогами изготовлены карты Белгородского района, на которой изображены границы района, животные и птицы, живущие в данной местности. Многочисленные буклеты, наборы открыток рассказывают о достопримечательностях города Белгорода, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы, Прохоровского сражения.

Территория детского сада также является развивающим пространством для духовно – нравственного обогащения личности ребенка. На территории ДОУ создан этнографический уголок «У бабушки Арины и дедушки Ивана», где ребята знакомятся с бытом белгородцев в сельской местности: с русской печью, птичьим двориком, огородом. В конце лета наши дети всегда собирают урожай на огороде «бабушки Арины и дедушки Ивана», приобщаются к трудовой деятельности в природе. Знакомство детей с крестьянской культурой и бытом является характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию родного края и чувства сопричастности ему. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

В течение года педагоги детского сада организуют образовательную деятельность с детьми в данном направлении, реализуют исследовательские проекты совместно с родителями воспитанников, экскурсии в музеи города, где дети знакомятся с предметами быта крестьян, игрушками, ремеслами белгородцев, одеждой девушек и доспехами войнов. Ребята не только знакомятся с игрушками, но и пытаются сделать своими руками кукол-закруток для детей младшей группы, что воспитывает любовь и заботу к своим младшим сверстникам.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, в приобщении его к культуре родного края играют народные праздники как яркая форма отдыха детей и взрослых (педагогов и родителей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День бабушек и дедушек», День мамы»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые мамы», «Встреча пернатых друзей», «День Земли», «Пасха», «День победы»; летом - «День любви, семьи и верности», «День российского флага», «День города Белгорода», «День флага Белгородской области». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, готовятся к ним, разучивая народные игры, потешки, попевки, частушки. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь того или иного праздника с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Такая системная работа является богатейшим материалом для развития культурного, творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, духовно-нравственного развития, при котором складывается национальное мировоззрение, чувство любви и уважения к родному краю, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников. В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2013 в 18:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...