Духовно-нравственное воспитание дошкольников

наталья слензак
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Еще одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Детство - время приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек, гражданской позиции, начальный этап возникновения патриотических чувств. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа, а в частности к культурным традициям своего родного города.

Одна из годовых задач МБДОУ д/с № 56 «Солнышко» - формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством ознакомления их с культурой и традициями родного края. Работа с детьми в данном направлении строиться на принципах систематичности, интеграции, культуросообразности, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, и предполагает включение всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Дошкольники знакомятся с историей родного края, культурой и традициями через Белгородский фольклор, живопись, искусство. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания, во все виды детской деятельности, в повседневную жизнь детей.

В первую очередь, большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, позволяющая детям повседневно проникаться духом родного края. В старших и подготовительных группах имеются уголки краеведения, где собраны, благодаря педагогам и родителям воспитанников, различные предметы старины и символы Белгородчины, которые периодически пополняются. Дети знакомятся здесь с флагом, гербом и картой Белгородской области. Педагогами изготовлены карты Белгородского района, на которой изображены границы района, животные и птицы, живущие в данной местности. Многочисленные буклеты, наборы открыток рассказывают о достопримечательностях города Белгорода, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы, Прохоровского сражения.

Территория детского сада также является развивающим пространством для духовно – нравственного обогащения личности ребенка. На территории ДОУ создан этнографический уголок «У бабушки Арины и дедушки Ивана», где ребята знакомятся с бытом белгородцев в сельской местности: с русской печью, птичьим двориком, огородом. В конце лета наши дети всегда собирают урожай на огороде «бабушки Арины и дедушки Ивана», приобщаются к трудовой деятельности в природе. Знакомство детей с крестьянской культурой и бытом является характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию родного края и чувства сопричастности ему. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

В течение года педагоги детского сада организуют образовательную деятельность с детьми в данном направлении, реализуют исследовательские проекты совместно с родителями воспитанников, экскурсии в музеи города, где дети знакомятся с предметами быта крестьян, игрушками, ремеслами белгородцев, одеждой девушек и доспехами войнов. Ребята не только знакомятся с игрушками, но и пытаются сделать своими руками кукол-закруток для детей младшей группы, что воспитывает любовь и заботу к своим младшим сверстникам.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, в приобщении его к культуре родного края играют народные праздники как яркая форма отдыха детей и взрослых (педагогов и родителей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День бабушек и дедушек», День мамы»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые мамы», «Встреча пернатых друзей», «День Земли», «Пасха», «День победы»; летом - «День любви, семьи и верности», «День российского флага», «День города Белгорода», «День флага Белгородской области». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, готовятся к ним, разучивая народные игры, потешки, попевки, частушки. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь того или иного праздника с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Такая системная работа является богатейшим материалом для развития культурного, творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, духовно-нравственного развития, при котором складывается национальное мировоззрение, чувство любви и уважения к родному краю, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников. В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2013 в 18:13
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...