Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Валентина Бормотина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

Методист ГККП «Ясли-сада №4» акимата г. Рудного Бормотина В. Р.

В Казахстане проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все народы. Только через национальные могут постигаться общечеловеческие ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.

Национальное самосознание, или осознание принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Во все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.

В «Концепции этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах, что находит отражение в нормативных документах. Например, Программы «АЛАШЫ АДАМ» ««ЗЕРЕК БАЛА» «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» «БАЛБОБЕК», по которой работают дошкольные учреждения РК, позволяют говорить о их ориентации на коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников, что обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе.

Этнокультурную направленность показывают и

программы, включенные в вариативную часть нынешнего учебного года, разработанные и активно используемые в нашем детском саду.

Программа «Народный фольклор» знакомит с устным народным творчеством казахского и русского народов детей второй младшей и средней групп.

Программа «Наследие» предусматривает ознакомление старших дошкольников с обрядами и традициями казахского народа.

Знакомство с жилищем казахского и русского народов осуществляется через программы «Моя Родина Казахстан» и «Добро пожаловать в Россию»

Программа «Легенды и былины» предусматривает ознакомление детей подготовительной группы с национальными героями.

Использование устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений и других средств, взятых из наследия народов Казахстана, способствует решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, значимость использования средств поликультурного воспитания в учебно- воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики.

Публикации по теме:

Путешествие по городу ПавлодаруПутешествие по городу Павлодару Герб нашего города В Павлодаре проживают люди разных национальностей (казахи, немцы,русские, украинцы, татары и др.) Такие дидактические.

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Казахстан» Занятие на тему “Казахстан” Воспитатель: Попова Т. А. Цель: Знакомство с республикой Казахстан. Ее культурой, традициями,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 20:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление группы детского сада
В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Дети восприимчивы к...
Конспект ООД «Жизнь диких животных весной»
Конспект разработан для детей второй младшей группы Цель: формирование представлений о жизни диких животных весной Задачи: - совершенствовать знания...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе буква [ф], звук [ф]
Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф. Задачи: 1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях. 2....
Наш чудесный огород
Конкурс «Огород на окне» Мы ребята, малыши Любим мы трудиться. Вот посадили лук, чеснок, Посеяли свеклу, морковку, Салат и редиску. И петрушечки...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему...
Цель: - расширить представления о космических полетах; - познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики ( К....