Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Валентина Бормотина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

Методист ГККП «Ясли-сада №4» акимата г. Рудного Бормотина В. Р.

В Казахстане проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все народы. Только через национальные могут постигаться общечеловеческие ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.

Национальное самосознание, или осознание принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Во все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.

В «Концепции этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах, что находит отражение в нормативных документах. Например, Программы «АЛАШЫ АДАМ» ««ЗЕРЕК БАЛА» «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» «БАЛБОБЕК», по которой работают дошкольные учреждения РК, позволяют говорить о их ориентации на коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников, что обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе.

Этнокультурную направленность показывают и

программы, включенные в вариативную часть нынешнего учебного года, разработанные и активно используемые в нашем детском саду.

Программа «Народный фольклор» знакомит с устным народным творчеством казахского и русского народов детей второй младшей и средней групп.

Программа «Наследие» предусматривает ознакомление старших дошкольников с обрядами и традициями казахского народа.

Знакомство с жилищем казахского и русского народов осуществляется через программы «Моя Родина Казахстан» и «Добро пожаловать в Россию»

Программа «Легенды и былины» предусматривает ознакомление детей подготовительной группы с национальными героями.

Использование устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений и других средств, взятых из наследия народов Казахстана, способствует решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, значимость использования средств поликультурного воспитания в учебно- воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики.

Прикреплённые файлы:

delovaja-igra_6tono.pptx | 1919,5 Кб | Скачан: 204
 
Публикации по теме:

Путешествие по городу ПавлодаруПутешествие по городу Павлодару Герб нашего города В Павлодаре проживают люди разных национальностей (казахи, немцы,русские, украинцы, татары и др.) Такие дидактические.

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Казахстан» Занятие на тему “Казахстан” Воспитатель: Попова Т. А. Цель: Знакомство с республикой Казахстан. Ее культурой, традициями,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 20:27
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром в...
Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать и расширять...
Рисуем «Совушку на сосне» с детьми 3–5 лет, используя нетрадиционные техники
Тепло приветствую всех, кто заглянул ко мне на страничку в этот час! В своих публикациях о нетрадиционных техниках рисования, я неоднократно обращалась к...
Наши мамы-мастерицы! (фотоотчёт)
Наши мамы – мастерицы! Бывают руки непростые, на вид, как все обычные. Их называют золотые, они к труду привычные. В них дело спорится умело – Всё могут...
Квест-игра со Снеговиком
Цель: создать благоприятную, эмоциональную атмосферу, повысить интерес к физической культуре, продолжать знакомить с зимними забавами. Задачи: Образо...
Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе
Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство с...