Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Валентина Бормотина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

Методист ГККП «Ясли-сада №4» акимата г. Рудного Бормотина В. Р.

В Казахстане проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все народы. Только через национальные могут постигаться общечеловеческие ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.

Национальное самосознание, или осознание принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Во все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.

В «Концепции этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах, что находит отражение в нормативных документах. Например, Программы «АЛАШЫ АДАМ» ««ЗЕРЕК БАЛА» «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» «БАЛБОБЕК», по которой работают дошкольные учреждения РК, позволяют говорить о их ориентации на коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников, что обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе.

Этнокультурную направленность показывают и

программы, включенные в вариативную часть нынешнего учебного года, разработанные и активно используемые в нашем детском саду.

Программа «Народный фольклор» знакомит с устным народным творчеством казахского и русского народов детей второй младшей и средней групп.

Программа «Наследие» предусматривает ознакомление старших дошкольников с обрядами и традициями казахского народа.

Знакомство с жилищем казахского и русского народов осуществляется через программы «Моя Родина Казахстан» и «Добро пожаловать в Россию»

Программа «Легенды и былины» предусматривает ознакомление детей подготовительной группы с национальными героями.

Использование устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений и других средств, взятых из наследия народов Казахстана, способствует решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, значимость использования средств поликультурного воспитания в учебно- воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики.

Публикации по теме:

Путешествие по городу ПавлодаруПутешествие по городу Павлодару Герб нашего города В Павлодаре проживают люди разных национальностей (казахи, немцы,русские, украинцы, татары и др.) Такие дидактические.

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Казахстан» Занятие на тему “Казахстан” Воспитатель: Попова Т. А. Цель: Знакомство с республикой Казахстан. Ее культурой, традициями,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 20:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий ко Дню Матери старшая группа «Мама — ты мой ангел, я тебя люблю!»
Цель: Развивать у детей желание устраивать праздник для самых близких людей - своих мам. Создать теплый нравственный климат между матерями и детьми....
Мастер-класс в технике оригами «Скоро в школу. Подставка для ручек и карандашей»
Детям часто бывает трудно следить за порядком на своём рабочем столе . Чтобы ребёнку было интересно складывать школьные принадлежности по местам,...
Музыкально-спортивный праздник «Осенний фейерверк» для детей старшего дошкольного...
Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника. МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ОСЕННИЙ ФЕЙЕРВЕРК» ( для детей...
Мастер-класс по изготовлению игрушки из бумаги «Кошка»
Доброе время суток! Предлагаю вам посмотреть мой мастер - класс по изготовлению игрушек из бумаги. Эта поделка доступна и для детей средней группы. Девиз...
Вязаная дидактическая игра «Цветные карандаши»
Игра представляет собой связанные крючком карандаши 7 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Играть с...