Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы

анна проскурякова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы

Проскурякова Анна Сергеевна

БДОУ г. Омска «Детский сад №247 комбинированного вида»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы

Детство, как известно самая счастливая пора и задача взрослых четко сформировать для детей будущий окружающий мир через взаимодействие с настоящим. От этого зависит наш завтрашний день. Если рассмотреть детские рисунки мы увидим большое оранжевое солнце в светло-голубом небе, зеленные деревья и разноцветные цветы.

Педагогам необходимо пытаться воспитать не только физически здоровую душу, но и прививать потребность любить и уважать свое окружение.

В духовно- нравственном воспитание детей дошкольного возраста весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В этом плане в детском саду с детьми осуществляется немало мероприятий, беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Большую роль играет чтение художественной литературы, а также русских народных сказок.

Мы предположили, что влияние сказок, для гармоничного эмоционального развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе ознакомления с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая дошкольников к повторению запоминавшихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития, интонационной выразительности в более, старшем возрасте.

Сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.

В настоящие время сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратило свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл, превращающий сказочное действие, из нравственного - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки и наша задача попытаться вернуть детям в руки книгу.

Огромная роль в нравственном становление личности дошкольника принадлежит воспитателю, его педагогическому мастерству. Методика работы со сказками обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Наша цель – воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими.

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что позволяет в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояние к другому. Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Сказка способствует межличностным отношениям, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, который определяет его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционна используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных мероприятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжете пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающий в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки такие как «Колобок», «Репка», «Теремок». Через художественные образы устанавливаются эмоциональное отношение педагога с детьми, происходит не только ознакомление с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры в «сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Если в младшем возрасте дети еще не могут делится впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувственного при помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведения с нравственным эталоном

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомства с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах своих героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируется желания и поступки ребенка. Отсюда вытекает следующее, в процессе обучения необходимо задействовать всех.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключаются в последовательном освоение трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

В процессе художественной деятельности, связанной с содержанием русской сказки, образовательная деятельность одновременно содействовали развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.

Образовательная деятельность позволило обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширенны представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Стихотворение «Счастливая» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы
Опубликовано: 5 марта 2014 в 11:41
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...