Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)

Инна Палига
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)

Формирование духовных потребностей воспитанника.

Под духовностью понимается индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания; 2) социальной потребности жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Л. Н. Толстой считал лучшими из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим – человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)» размещена в разделах

Внутренняя духовная свобода в ребенке вызревает постепенно в противоречиях и сомнениях, в тяготах самоопределения, в борьбе за углубление знаний и расширение кругозора. Духовность личности возникает, укрепляется на различных возрастных этапах в результате вовлечения детей в творческую деятельность. Духовное развитие – процесс бесконечный, изменяющийся, субъективный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но потребность в духовном развитии, совершенствовании должна закладываться с детства. Духовное, нравственное развитие как цель самовоспитания встречается в раннем юношеском возрасте и понимается как выработка благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, честности и т. д.

Внутренняя духовная свобода в детском возрасте может возникнуть и окрепнуть лишь при условии самостоятельности сознания и независимости мышления, его способности к сопротивляемости, устойчивости, принципиальности. Для становления духовности ребенка, его внутренней интеллектуальной свободы особое значение имеет сфера нравственно – эстетического отношения к действительности, сфера любви и дружбы, эмпатии, антипатии, ненависти, а также прекрасного и безобразного. Эти чувства появляются у детей раньше, чем они способны осознать их и управлять ими. И только в процессе взросления все более осмысленно проявляется духовный потенциал.

Тема духовного развития – основная тема в работах многих писателей и философов. Ф. М. Достоевский показывает путь человека к самому себе, его духовное развитие через тяжелые муки совести, через бесконечные страдания и нравственные поиски. Его герои, изменяя нравственным принципам, общечеловеческим правилам, христианской морали, оказываются в тупике. Будучи опустошенными, разбитыми, они находят спасенье в глубоком раскаянии. Отказ от зла, духовное очищение, возможность духовного роста – ступени духовного развития по Достоевскому.

Н. А. Бердяев говорит о догматизме и конформизме христианской морали, о порабощении ею творческой потенции человека. Он находит творчество главным проявлением духовности, а мораль – творческой задачей индивидуальности. Ф. Ницше видит духовное развитие человека как его путь к свободе, «сверхчеловеку», который находится «по ту сторону добра и зла», он сам творит закон и подчиняет себя ему. Он свободен от морали, нравственных оков, совести, Бога. Причем свободен не только от чего-то, но и для чего-то.

Духовность – это не принадлежность к какой-либо религии, не общественные или политические убеждения, это качество личности, которое носит универсальный характер.

В эпоху перемен, при отсутствии определенной общественной идеологии, во времена размытых ценностей даже сформировавшемуся человеку сложно отличить зерна от плевел, а ребенку помощь в его социальном становлении просто необходима. Во взаимодействии и столкновении с внешней средой дети стремятся понять себя, осмыслить свое место в этом мире, цель и смысл своего существования. Перед молодежью встают проблемы эгоизма и коллективизма, чести и человеческого достоинства, самолюбия, гордости, выбора путей и способов существования. Благодаря этой внутренней работе юный человек становится способным к свободному размышлению, ответственному выбору, твердому решению, волевому действию.

2. Психолого-педагогические факторы взаимодействия детей и взрослых в становлении духовности ребенка.

Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.

Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства.

Взаимодействие педагога с детьми предшкольного возраста в нашем учреждении строится в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности.

Личностно-ориентированный подход во взаимодействии, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.

Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Проект «Навстречу детям»Проект «Навстречу детям» Начала работу над долгосрочным проектом «Навстречу детям» Цель: Развитие мотивации личности, творческого потенциала, адаптации в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)
Опубликовано: 2 марта 2015 в 21:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД