Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Татьяна Русова
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

(В. А. Сухомлинский) (Слайд 2)

Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами : добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС» размещена в разделах

Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Четвертый год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС».

Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего

образования:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание) (Слайд 3)

По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого разрабатана программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.

Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.

Суть нового в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются:

в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового) :

• для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

• в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);

• в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

• в просветительской работе среди родителей;

в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

• ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

• при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы. (Слайд 4)

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. (Слайд 5)

Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние. (Слайд 6)

Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т. к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; праздник «Новый год»; урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», кругосветка «По следам героев произведений детских писателей», «Последний звонок» и др. (Слайды 7,8,9)

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

«Чистый берег» — проект предполагает проведение экологических мероприятий по очистке прибрежной зоны р. Боровки и озера «Боровское» (Слайд 10,

«Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах; (Слайд11)

«Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора : озеленение, уборка, оформление клумб; (Слайд 12)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мой воспитанник занял 1 место на Всероссийском конкурсе Академии Развития творчества «АРТ-Талант».Мой воспитанник занял 1 место на Всероссийском конкурсе Академии Развития творчества «АРТ-Талант». Семья-это самое святое,что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги!И именно в семье мы находим радость, спокойствие.

Театр по сказке «Рукавичка»Театр по сказке «Рукавичка» Казенное Учреждение Уроайский специализированный «Дом ребенка» Воспитатель: Шестакова О. И. Театр - один самых демократичных и доступных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 23:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД