Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание одаренных дошкольников

Анна Немухина
Духовно-нравственное воспитание одаренных дошкольников

Немухина А. В., воспитатель

МБДОУ ДС №33 «Снежанка»,

г. Старый Оскол Белгородской области

Аннотация: в статье затрагиваются проблемы духовно - нравственного воспитания одаренных детей, выделяется важность воспитания чувств одаренного ребенка с первых лет жизни.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание одаренных дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: одаренные дети, феномен одаренности, духовно - нравственное воспитание.

Понимание вещей окружающего мира - это конечная цель разумного воспитания детей. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н. И. Пирогов: «Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле». Личностная непохожесть людей в мировом сообществе - общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Вот некоторые факты: в книге Сторфера «Интеллект и одаренность» есть любопытные цифры: 61% одаренных детей - первенцы; 68% живут в полных семьях; 55% учатся в школе средне, отлично успевают 26%, остальные двоечники; чаще всего одаренные дети имеют папу старше 36 лет (65%) и тридцатилетнюю маму (59%).

"Обычные" люди составляют примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверх одаренных - 2,5%.

Необходимо отметить два момента применительно к дошкольному возрасту, рассматривая феномен одаренности : 1) сверстники могут отставать в развитии от одаренного ребенка. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в поиске ответов на интересующие их вопросы и в постижении представленных им истин, 2) одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и творческом усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличие от сверстников - это нестандартное видение этих данных, не шаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно - практических задач.

Важной педагогической задачей является воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет жизни. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным человеком. То, какие нравственные качества и ориентиры разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых: родителей, педагогов и, от того, как они его воспитали [1]. Некоторые конкретные знания и умения дошкольника принимаются часто за одаренность : умение рано писать и читать, быстро считать туда и обратно, различать архитектурные стили и музыкальные жанры, заучивать большое количество стихов. Обыкновенная тренировка знаний и умений принимается любящими родителями за одаренность. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения главное - это воспитание основ духовной культуры дошкольника.

Отсутствие наставников при духовно - нравственном воспитании одаренных детей является большой проблемой. «Гражданин свободной страны - конкурентно - способный на рынке труда» - слишком абстрактный и далекий от морали и нравственности идеал.

Духовно нравственное воспитание является одним из ключевых моментов реализации программы по работе с одаренными детьми. Одаренный ребенок выступает как «развивающийся субъект нравственности» [2]. В силу благоприятных внутренних предпосылок развития, он способен гораздо раньше усвоить нормы социально ценностного поведения и служить примером для своих сверстников. Наиболее общая цель воспитания основ духовной культуры одаренного ребенка - способствовать саморазвитию и осознанию потребности дошкольника в воспитании основ духовной культуры. В силу своих возрастных особенностей, а также в силу несформированной своей точки зрения на мир современные дети оказываются, наиболее восприимчивы к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Разрушение личности - это самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, а не развал экономики, не смена политической системы. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены Представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме в нашем современном мире уступают место материальным ценностям, стоят выше духовных, поэтому дети ориентируются на них.

Задачи педагога при духовно нравственном воспитании дошкольников носят многоуровневый характер: формировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности, нравственные ориентиры. Исходя из этого, формы работы по воспитанию нравственности разнохарактерны. К ним можно отнести следующее: беседы ( примерная тематика: «Я - человек», «Правила поведения и взаимоотношений»; «Я - защитник отечества», «Любовь к матушке природе», «Кто, если не я?» и т. д.); литературные беседы по произведениям детских писателей (В. Осеев, В. Драгунский и т. д.); родительские собрания по распространению семейного опыта и традиций, формирующие чувство общности, важности семьи в жизни человека; проведение встреч с интересными людьми, формирования сострадания, сопереживания; групповые мероприятия (знакомство с русским фольклором, классической музыкой, проведение выставок, инсценировка по произведениям, затрагивающим духовно нравственную сферу); занятия в творческой мастерской, развивающие духовный потенциал ребенка, развивающие его способности и чувство радости за успехи окружающих и собственные успехи (поделки к праздникам, создание коллективных работ, украшение группы результатами творческой деятельности воспитанников); круглый стол для родителей ( примерные темы: «Духовно нравственное воспитание в семье», «Воспитание добром», «Патриотизм в наши дни», анкетирование по выявлению семейных проблем, родительские ринги по проигрыванию ситуаций в быту.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Одаренные дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Социологические исследования жизненного мира дошкольников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей [3]. Внутреннее изменение каждого ребенка процесс долгий, а духовно - нравственное воспитание одаренных детей - процесс, предполагающий внутреннее изменение которые могут найти отражение в дошкольном детстве, и позднее в школе [4]. Основными средствами духовно - нравственного воспитания одаренного ребенка являются духовные упражнения ума, чувств и сердца, главной целью которого является - служение добру, служение людям.

От слова «дар» происходит понятие «одаренность» и предполагает внутренние особо благоприятные предпосылки развития. Главная задача педагога на пути развития одаренного ребенка заключается в том, чтобы помочь разглядеть и развить талант еще в дошкольном возрасте, развить свой талант.

Список литературы

1. Абраменкова В. В. Проблема духовно нравственного развития современного ребенка / В. В. Абраменкова // Вестник Православного Свято Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2005. – №1. – С. 103–113.

2. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с. 2. Международная заочная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» Том 1 / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Пермь,

апрель 2011 г.

3. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.

4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. об Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. - с. 47-51.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание одаренных дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 18:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД