Получи документы

Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС до

Елена Аксенова
Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС до

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

•формирование начал патриотизма и гражданственности;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

•уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

•уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

воспитание уважительного отношения к труду.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Особенное место в духовно-нравственном развитии отводится воспитанию чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Педагоги детского сада в непосредственно организованной образовательной деятельности знакомят детей с народным фольклором, ставят театрализованные представления, оформляют выставки детского творчества, проводят беседы духовно-нравственного содержания, осуществляют проектную деятельность, проводят православные праздники и экскурсии по достопримечательностям родного города.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках: Рождество, Масленица, Праздник полевых цветов, Петров день. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Разработаны проекты разной тематической направленности:

-Проект «Наши бабушки и дедушки» - даёт возможность почувствовать свою нужность, сопричастность к большому миру, в котором живут разные люди и этим людям нужна их забота, внимание, сочувствие.

-«Чистый город» долгосрочный социальный проект.

-Патриотический проект «Наша Армия родная». Цель - воспитание у детей чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества. Были проведены беседы с детьми о защитниках Отечества разных времен, начиная с Древней Руси и заканчивая современной армией; просмотр изображений фрагментов исторических событий, костюмов; оформлялся стенд с армейскими фотографиями отцов и дедов; разучивались песни о родине, о природе родного края; развлечение «Богатыри – защитники святой Руси».

-«Рождественские святки». Цель - формирование нравственно-культурных ценностей на основе исторических событий с элементами фольклора. В процессе работы дети узнали что такое «колядки», «святки», изготовляли подарочные открытки, знакомились с художественной литературой данной тематики. Дети заучивали заклички, колядки, играли в народные игры.

-Проект «Русская изба». Цель – расширение знаний детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта старины, воссоздание культурных ценностей русского народа; оформили мини-музеи «Народная игрушка», «Русский сувенир»; провели праздник «Деревянной ложки». Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты открывают особенности русского быта и творчества.

Дети в группе знакомятся с образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в группе.

-Воспитанники активно участвуют в Выставках и акциях, проводимых городской детской библиотекой («Читаем вместе», «Книга памяти» к 70-летию Победы);

-«День добра», «Руки матери», «Я и ты такие разные» и ещё много интересных, творческих проектов, объединяющих между собой людей разных поколений, разных взглядов, с разными интересами.

Новизна и многообразие проектов опираются на понимание приоритетности работы по формированию духовно-нравственной культуры, основаны на комплексной организации деятельности образовательных учреждений и участников образовательного процесса по духовно–нравственному развитию и воспитанию, а также социокультурному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.

Были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, проекты, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Сообщение из опыта работы «ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе в контексте ФГОС»Сообщение из опыта работы «ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе в контексте ФГОС» Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС до
Опубликовано: 23 октября 2017 в 14:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД