Духовный свет музыки.

Елена Стрижакова
Духовный свет музыки.

Духовный свет музыки. Духовный свет музыки.

Репродукция: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

Цели: 1. Создать у детей целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства и ряда исторических фактов из жизни России.

2. Развить у детей творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, привить интерес и любовь учащихся к стране, родному краю.

П. И. Чайковский начинает свой «Детский альбом» с пьесы «Утренняя молитва», а заканчивается пьесой «В церкви». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословения на добрые дела, а вечером держать отчёт перед своей совестью, которая связывает человека с Богом.

В пьесе «В церкви» композитор использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже».

Подумай: зачем нужна человеку молитва?

Послушай «Утреннюю молитву» и «В церкви».

Помогла ли тебе эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках?

Музыка колоколов

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…И. Козлов

Колокольные звоны.

В старину Москва славилась красным звоном (красный – значит красивый).

Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество, – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или в деревне. Весёлый трезвон оповещал о большом празднике, печальный звон – о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях…

Музыка Колокольного перезвона

Давайте и мы с вами попробуем поговорить на языке колоколов.

(Распевка с колоколами и колокольчиками)

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе и живописи.

А можно передать звон красками?

Вот как звучат звоны на картинах русских художников!

Сравни две картины русских художников К. Юона и И. Левитан

Как звучат на них колокола?

Какие краски использовали художники, чтобы передать настроение зрителям?

Ребята, вы знаете, какой самый большой колокол?

«Царь-Колокол».

Слушание: Звоны Московских храмов: Благовест. Трезвон. Вечерний колокольный звон (фрагменты).

Звучит «Вечерний звон»

Ребята, какие чувства всколыхнула в вас эта музыка?

- Как она звучала?

-Эта песня композиторская или народная?

Прозвучала русская народная песня «Вечерний звон».

. Часто звучит колокольный звон в операх русских композиторов (Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Глинки).

Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Настоящие колокола невозможно поместить в оркестре. И тогда придумали оркестровые колокола – это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей.

Звон получается как у настоящих колоколов. Таким перезвоном заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Звучит знаменитый хор «Славься!», народ празднует победу над поляками.

Слушать хор «Славься!» (финал оперы)

Игра «Школа звонаря»

Хочешь позвонить в колокола – приходи в храм на праздник Пасхи. В этот день всем желающим разрешают звонить в колокола.

Колокольные звоны – искусство ритмическое.

Представь себе, что в правой руке у тебя большой колокол, а в правой – малый. Ударами левой ладони отбивай медленный ритм большого колокола – бом-бом.

Затем на каждый удар большого колокола ответить двумя быстрыми ударами малого –дили-дили.

Так продолжай ударять по столу одновременно двумя руками, правой вдвое быстрее, чем левой – бом –дили-дили–бом–дили-дили…

Слушание «Родной песенки»

У. Почему композитор Ю. Чичков дал такое название песне?

- Как вы понимаете слово «родная»?

- Какой была мелодия?

Разучивание, исполнение

У. Заключение: Ребята, мы с вами сегодня благодаря колоколам, колокольной музыке смогли услышать связь времен, соприкоснуться с историей нашей Родины, увидеть и услышать ее могучий и величавый образ.

Говорят: Икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

Прислушайтесь, с вами говорит колокол…

Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России.

Звучат колокола (сначала тихо, потом все громче).

Идея заимствована из «Музыкально-живописного альбома» Л. Н. Алексеева для старших дошкольников и учащихся младших классов. Москва «Просвещение» 2001

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Изучаем цвета
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовный свет музыки.
Опубликовано: 7 января 2012 в 21:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...