Духовный свет музыки.

Елена Стрижакова
Духовный свет музыки.

Духовный свет музыки. Духовный свет музыки.

Репродукция: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

Цели: 1. Создать у детей целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства и ряда исторических фактов из жизни России.

2. Развить у детей творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, привить интерес и любовь учащихся к стране, родному краю.

П. И. Чайковский начинает свой «Детский альбом» с пьесы «Утренняя молитва», а заканчивается пьесой «В церкви». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословения на добрые дела, а вечером держать отчёт перед своей совестью, которая связывает человека с Богом.

В пьесе «В церкви» композитор использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже».

Подумай: зачем нужна человеку молитва?

Послушай «Утреннюю молитву» и «В церкви».

Помогла ли тебе эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках?

Музыка колоколов

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…И. Козлов

Колокольные звоны.

В старину Москва славилась красным звоном (красный – значит красивый).

Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество, – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или в деревне. Весёлый трезвон оповещал о большом празднике, печальный звон – о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях…

Музыка Колокольного перезвона

Давайте и мы с вами попробуем поговорить на языке колоколов.

(Распевка с колоколами и колокольчиками)

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе и живописи.

А можно передать звон красками?

Вот как звучат звоны на картинах русских художников!

Сравни две картины русских художников К. Юона и И. Левитан

Как звучат на них колокола?

Какие краски использовали художники, чтобы передать настроение зрителям?

Ребята, вы знаете, какой самый большой колокол?

«Царь-Колокол».

Слушание: Звоны Московских храмов: Благовест. Трезвон. Вечерний колокольный звон (фрагменты).

Звучит «Вечерний звон»

Ребята, какие чувства всколыхнула в вас эта музыка?

- Как она звучала?

-Эта песня композиторская или народная?

Прозвучала русская народная песня «Вечерний звон».

. Часто звучит колокольный звон в операх русских композиторов (Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Глинки).

Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Настоящие колокола невозможно поместить в оркестре. И тогда придумали оркестровые колокола – это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей.

Звон получается как у настоящих колоколов. Таким перезвоном заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Звучит знаменитый хор «Славься!», народ празднует победу над поляками.

Слушать хор «Славься!» (финал оперы)

Игра «Школа звонаря»

Хочешь позвонить в колокола – приходи в храм на праздник Пасхи. В этот день всем желающим разрешают звонить в колокола.

Колокольные звоны – искусство ритмическое.

Представь себе, что в правой руке у тебя большой колокол, а в правой – малый. Ударами левой ладони отбивай медленный ритм большого колокола – бом-бом.

Затем на каждый удар большого колокола ответить двумя быстрыми ударами малого –дили-дили.

Так продолжай ударять по столу одновременно двумя руками, правой вдвое быстрее, чем левой – бом –дили-дили–бом–дили-дили…

Слушание «Родной песенки»

У. Почему композитор Ю. Чичков дал такое название песне?

- Как вы понимаете слово «родная»?

- Какой была мелодия?

Разучивание, исполнение

У. Заключение: Ребята, мы с вами сегодня благодаря колоколам, колокольной музыке смогли услышать связь времен, соприкоснуться с историей нашей Родины, увидеть и услышать ее могучий и величавый образ.

Говорят: Икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

Прислушайтесь, с вами говорит колокол…

Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России.

Звучат колокола (сначала тихо, потом все громче).

Идея заимствована из «Музыкально-живописного альбома» Л. Н. Алексеева для старших дошкольников и учащихся младших классов. Москва «Просвещение» 2001

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Пожарная безопасность
  • Изучаем цвета
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовный свет музыки.
Опубликовано: 7 января 2012 в 21:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о показе театра «Маша и медведь»
Ура! Ура! Приехали к нам гости! Мы так их ждали, очень! Не для кого не секрет, что кукольный театр является любимым зрелищем для всех малышей!...
Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп.
Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда как средство...
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев.
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев. Все, кто работает с детьми, знают, какое значение для успешной реализации задач...
Рекомендация для родителей «Наши правила, Ваши обязанности»
-Для обеспечения безопасности приводить и забирать детей должны родители или доверенные взрослые лично. -Приводить ребенка в детский сад до 08. 30 ч. При...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной речи. Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье» Настраиваем ребенка на игру:...