МААМ-картинки

Урок добра «Душа обязана трудиться» для учащихся 4-х классов (2 фото)

Елена Попова
Урок добра «Душа обязана трудиться» для учащихся 4-х классов

Урок добра

«Душа обязана трудиться»

(Для учащихся 4-х классов)

Оборудование: Кн. выставка «Добрая книга России», плакаты социальной рекламы, выставка рисунков «Добрым делом душу озари, фотографии детей, презентация «Душа обязана трудиться».

Публикация «Урок добра „Душа обязана трудиться“ для учащихся 4-х классов» размещена в разделах

Учитель: Слайд №1 Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок - урок добра «Душа обязана трудиться». Я думаю, что творить добрые дела тоже нужно учиться, и, наверное, это не менее, а может быть, и более важно в нашей жизни, чем умение хорошо считать и правильно писать. Мы с вами поразмышляем о важнейших в жизни каждого из нас понятиях: о сострадании, милосердии (желании помочь другому, сочувствии, любви к ближнему. Поговорим о том, что движет душой человека, когда он хочет сделать добро. К нам сегодня пришел дорогой гость о. Глеб (Кучнов, ваши дорогие папы и мамы.

Слово о. Глебу

1 Чтец:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

2 Чтец:

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты возьми и однажды добро просто так соверши

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной

3 Чтец:

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились светлые наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Учитель: А что же такое «ДОБРО»?

Слайд №2 Добро – это благо, нечто ценное для людей и общества в целом, что-то очень хорошее, полезное. Добро - это то, что объединяет людей, ведет к взаимопониманию, толерантности (терпимости, оно характеризует поступки человека с точки зрения его душевного и нравственного развития. Противоположность добра есть зло.

Слайд №3 Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к отчуждению людей. Но не всегда добро и зло явны и очевидны. И особенно трудно отличить признаки опасности вам, дорогие наши юные человечки. Поэтому, решаясь на тот или иной поступок, стоит подумать, чем он закончится, и обязательно посоветоваться со взрослым человеком, которому доверяешь - папой, мамой, бабушкой, учительницей.

Слайд №4 «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла. Как можно больше добра», - писал Л. Н. Толстой.

Как же это сделать? Ведь в душе человека все сложно. Бывает, что он слышит голос совести, знает, как надо поступить: помочь немощному, защитить слабого, утешить обиженного, но – не решается.

Почему человек, не поступает так, как подсказывает ему совесть?

Ведь он уже знает, как лучше. И был бы совсем не против, если бы какая-нибудь волшебная палочка перенесла его туда, где это «лучше» уже стало реальностью. Но – без его труда. Вот ты только пожелал стать другим, закрыл глаза, открыл – и ты уже совсем другой!

Но так не будет. Нельзя изменить сердце человека без него самого. К твоему сердцу есть только один ключ. И он у тебя. Без тебя никто туда не войдет и не изменит твою жизнь. Для этого надо приложить большие усилия, преодолеть эгоизм, заставить себя потрудиться. Слайд №5

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица.

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. А. Заболоцкий)

Учитель: А готовы ли мы трудиться для других. Помогать им? Что нас может к этому направить?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно. Только сочувствие, стремление помочь человеку, порадовать его, утешить, а в основе этого прекрасного стремления - любовь. Ведь любовь это не только чувство, это еще и действие, поступок, выражающий это чувство. О том, как проявил свою любовь ваш сверстник, повествует в рассказе «Попугайчик» детский православный писатель Борис Ганаго.

Ролевое чтение вслух отрывка из рассказа.

Борис Ганаго

«Попугайчик»

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и еще подсказала:

- Наша соседка, Марья Николаевна, ногу сломала. Давай я позвоню и узнаю, может, ей что купить нужно.

Тетя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принес ей целую сумку продуктов, она не знала, как его благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой жил попугай. Это был ее друг. Тетя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а недавно он взял и улетел. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки, но он все не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тети Маши.

На следующий день он сказал маме:

- Позвони тете Маше … Может быть, ей что-нибудь нужно.

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

- Вот и ты человеком становишься…

Петя обиделся:

- А разве раньше я человеком не был?

- Был, конечно, был, - улыбнулась мама. -

Только теперь у тебя еще душа проснулась…

- А что такое душа? – насторожился мальчик.

- Это способность любить.

Мама сняла трубку телефона:

- Марья Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Петя смущенно пробормотал:

- Тетя Маша, может, Вам купить что-нибудь?

Соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдет в магазин.

Петя позвонил в квартиру тети Маши. Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать ее о пропавшем попугае. Тетя Маша охотно рассказала и про цвет и про поведение…

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков не оказалось. Петя долго выбирал.

Когда же он принес свой подарок тете Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

Представь это сам…

Учитель:

- Ребята, почему автор именно так закончил рассказ?

- Как вы представляете эту сцену?

(Ответы детей)

Учитель: Добрые дела – это не только великие подвиги. Это то, как мы ведем себя с другими людьми каждый день, насколько честно и точно выполняем самые простые обязанности. Можно на деле проявить дела милосердия по отношению к человеку дома, на улице, в школе, в транспорте. Ребята, расскажите нам, а какие, на ваш взгляд, добрые дела вы совершаете? Слайды №6, №7, №8

(Дети рассказывают о своих добрых поступках, и показывают фотоснимки из домашнего альбома).

Учитель: А вот какой случай произошел однажды на улице. О нем нам расскажут. Слайд №9

4 Чтец:

В переходе, замерзая,

Со слезами на глазах,

Он цветок купить пытался,

В кулаке, зажав пятак.

Продавщица оскорбляла,

Обзывала, унижала,

А потом за пятачок

Сломанный нашла цветок.

И дрожащею рукою

Старичок мимозу взял,

Он с униженной душою,

Тот цветок к груди прижал.

Он хотел жену больную

Тем порадовать цветком

Оказался в женский праздник

Он с одним лишь пятаком.

И от хамства, и от боли,

По щеке сползла слеза,

Он хотел бы лучшей доли,

Оказалось, что нельзя.

5 Чтец:

Из толпы один мужчина

Продавщицу пристыдил,

Бросив ей рубли под ноги,

Все мимозы закупил.

Протянул цветы в корзине,

Торт, шампанское купил.

Он сказал: «иди к любимой!»

И рукой глаза закрыл.

Не мое, но все в душе заныло!

Сердце все перевернув

Так любовь здесь победила,

Двух мужчин объединив.

(Светлана Иваний)

Учитель: Очень важно понимать также, что стремясь к добру, нельзя делать то, что может причинить кому-то зло. Есть такое выражение: «Цель оправдывает средства». То есть, если цель значимая, то идти к ней можно любыми путями. Это совершенно ошибочное мнение, потому, что успех не принесет радости, если человек поймет, что цена, заплаченная за него, обернулась для кого-то обидой, несправедливостью, предательством. Раскаяние и горечь будут преследовать человека. Представляем вашему вниманию историю, произошедшую с одной девочкой. Она тоже очень хотела совершить дело милосердия, вот что из этого получилось… Историю рассказывают. Слайд №10

СЦЕНКА «ДЕЛО МИЛОСЕРДИЯ»

ПО КОРИДОРУ ИДЕТ ДЕВОЧКА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕРДИТОГО МУЖЧИНЫ, КОТОРЫЙ КРЕПКО ДЕРЖИТ ЕЕ ЗА ПЛЕЧО.

МУЖЧИНА: Ты у меня голубушка не вертись, и убежать не пытайся! От меня еще никто не убегал.

ВАРЯ

Простите, пожалуйста, я так больше не буду!

МУЖЧИНА

Слышали уже эту песню!

(ОБРАЩАЯСЬ К ДИРЕКТОРУ.)

Где у вас директор?

ДИРЕКТОР

Я директор. А в чем, собственно, дело?

МУЖЧИНА

Ваша ученица?

ДИРЕКТОР

Да, это наша девочка. А что случилось?

МУЖЧИНА

Я контролер на вашем маршруте. В третий раз эту красавицу без билета ловлю. Первый раз простил, второй отпустил, а уж теперь не спущу! У меня тут не заячий заповедник! Примите меры!

ДИРЕКТОР Варюша, как же так? Разве тебе родители не дали денег на дорогу?

ВАРЯ

Были у меня деньги, Владимир Иванович, были.

ДИРЕКТОР: Куда ж они делись?

ВАРЯ (РЕВЕТ)

На дело милосердия.

ДИРЕКТОР На какое дело?

ВАРЯ

Милосердия.

ДИРЕКТОР

Так, Варвара, не реви и излагай все подробно.

ВАРЯ

Мы с моей подругой Ксюшей решили подарить детям из детского дома книги и игрушки… А деньги сэкономить от завтраков, понемножку каждый день.

ДИРЕКТОР

Так-так, очень интересно.

ВАРЯ

Ну, а я не устояла и все деньги на завтраки потратила. На булочки, на пирожки, на леденцы, на чипсы - всего и не вспомнишь.

ДИРЕКТОР

И ты решила сэкономить на дороге? Славное милосердие получается. И много ты сэкономила?

ВАРЯ

Все, что я сэкономила, у меня на штраф отобрали.

ДИРЕКТОР В общем, бизнес не удался.

ВАРЯ

Не удался.

ДИРЕКТОР

А детям из детского дома было бы очень приятно получить от вас подарки, тем более, скоро Новый год.

ВАРЯ

Что же делать, Владимир Иванович? Пропадет наше дело милосердия!

ДИРЕКТОР

Проблема серьезная. Пойдем, Варвара, подумаем, как нам поступить.

Учитель: Ребята, как вы оцениваете поступок девочки? Как выйти из этой ситуации? Выскажите ваше мнение на этот счет.

Ответы детей

Библиотекарь: Добрый к людям строг к себе, потому, что доброта – это богатство, которого тем больше остается у тебя, чем больше ты отдаешь его другим людям. Хорошо жить, если тебя окружают добрые люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что произойдет? Тогда Землю будут населять люди, которые не считаются с интересами других, думают только о себе и поступают всегда так, как им выгодно и удобно. Герой песни С. Копыловой «Брошенный камень» тоже не испытывал желания оказать помощь нуждающимся и думал только о своей красивой машине. Что же произошло с его душой, когда его вынудили помочь? Давайте послушаем эту песню.

Ролик «Брошенный камень»

Библиотекарь: Ребята, что же почувствовал герой песни, когда помог детям выбраться из беды?

(Ответы детей)

Библиотекарь: Почему же он испытал такую радость? «Потому, что добро укрепляет и утешает, того кто его совершает. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную (можно сказать святую) радость тому, кто его делает» (О. Иоанн Крестьянкин)

Учитель: Ребята, как вы ответите на вопрос:

Зачем творить добро? Слайд №11

Дети зачитывают свои творческие работы

Учитель:

А если, все же, какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть эти некрасивые, настойчивые мысли и шагнуть туда, куда направляет совесть? А если сомневаешься в том, что творить добро необходимо? А вдруг в ответ не получишь благодарности, а совсем наоборот? Слово предоставляется о. Глебу Кучнову. Слайд №12

Слово о. Глебу

Учитель: Значит, добро творить необходимо, пусть даже самое малое, потому, что «мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». (О. Иоанн Крестьянкин) Слайд №13

6 Чтец: Если ты добр,

а люди будут обвинять тебя в том,

что под маской доброты ты скрываешь выгоду

Все равно оставайся добрым.

7 Чтец: Если ты добился успеха,

а тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги,

Все равно добивайся успеха.

8 Чтец: Если ты честен и прям,

а люди будут обманывать тебя,

Все равно будь честным и прямым.

9 Чтец: Если ты спокоен и счастлив,

а тебе будут завидовать,

Все равно оставайся счастливым.

10 Чтец: То добро, которое ты делаешь сегодня,

завтра люди забудут.

Все равно делай добро.

11 Чтец: Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь,

все равно нужно не только людям.

Это нужно еще тебе и Богу.

Дети демонстрируют свои листовки социальной рекламы

«Спешите делать добро

Учитель: Слайд №14 Жизнь человека можно сравнить с алмазом – очень твердым драгоценным камнем. Ограненный и отшлифованный алмаз называют бриллиантом. Алмаз так же тверд, как характер сильного человека, и прозрачен, как душа доброго. Но чтобы стать бриллиантом и открыть свою природную красоту, алмаз должен быть обработан мастером. Так поступает со своей жизнью и человек. Он может заботиться о том, чтобы его жизнь лучилась добрыми поступками, но может прожить ее тускло, не вкладывая труда и душевных сил. Человек сам придает ценность своей жизни – поступкам и намерениям. Он сам становится своим мастером. Ребята, хочется пожелать вам, чтобы вы постепенно становились настоящими мастерами добра и любви. А сейчас давайте вместе с вами закончим предложения.

Закончи предложения:

Слайд№15

Добрый человек – это тот…

Злой человек – это тот…

ИТОГ: Учитель: Дорогие ребята, помните, что совершая поступок, вы каждый раз выбираете добро или зло. Добрые поступки совершенствуют мир, украшают и улучшают его, злые, безнравственные – разрушают. Будем же всеми силами стараться творить добро, пусть самое малое, облагораживая мир и самих себя!

Слайд №16 «Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. И в этой радости будет человек спасен от зла.» (О. Иоанн Крестьянкин) Мы благодарим наших дорогих гостей - батюшку, родителей…

Ролик «Дорогою добра»

(Дети держат в руках воздушные шары и фигурки голубей, сделанные ими на уроках труда, и вместе с гостями поют песню «Дорогою добра»)

Используемая литература:

Ганаго Б. Рассказы. - М. :

Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. - М. : Художественная литература, 1989.

Непознанный мир веры. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

Николаева Е. И., Петрова Е. Н. Основы духовно- нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса : В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012. Часть 2. - 112с. : ил.

Урок добра «Душа обязана трудиться» для учащихся 4-х классов
Фото «Душа обязана трудиться»
Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

«Урок добра». Фотоотчёт«Урок добра». Фотоотчёт "Урок добра" фотоотчёт В словаре Ожегова доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классовКроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.

Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок здоровья для 1–4 классов Урок здоровья для 1-4 классов Цели: напомнить детям о роли здоровья в жизни человека; познакомить с факторами, влияющими на здоровье; организовать.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок добра «Душа обязана трудиться» для учащихся 4-х классов
Опубликовано: 22 июля 2020 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД