Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями

юлия ефремова
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Для нравственно-духовного воспитания были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

Для начала своей работы мы создали в нашей группе предметно- развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Работа с родителями велась по двум основным направлениям:

- Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.

- Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.

Поэтому мы решили привлечь своих родителей к созданию выставки «В храме Божьем», где размещались фотографии с посещением церкви. Когда велась беседа с родителями и детьми, то взрослые рассказали, с каким событием были связаны эти изображения. Почти все фотографии были посвящены с крещением ребёнка. Выходило так, что родители рассказывали о том, как крестили его чадо.

Мы проводили выставки с помощью родителей такие как «Православные праздники в нашей семье», где так же дети совместно с родителями вели беседу о самых интересных традициях, которые проводятся на их семейном православном празднике. Следует заметить, что перед началом работы с этой темой проводится анкетирование среди родителей и выбирается тот докладчик, у которого православная традиция наиболее полноценна в своём содержании и полезна для воспитания гуманных отношений у детей данного возраста. Здесь же и проводятся с детьми народные игры.

Очень полюбилась нашим родителям такая выставка, как «Кулинарные рецепты во время поста». Многие из них взяли на заметку понравившиеся рецепты и были готовы предложить принести их для дегустации. Но для такого мероприятия было создана другая форма работы с родителями как чаепитие перед масленицей, где и дети и родители смогли пообщаться и провести свой досуг.

Многие мамы в нашей группе –домохозяйки и с удовольствием принимали участие в совместной деятельности с детьми в стенах детского сада. Они делились опытом при создании поделок. Иногда приходили бабушки и тоже являлись активными участниками творческого процесса.

Нами были проведены с помощью мам и бабушек такие выставки как изготовление цветов для Красного уголка «Русской избы», «Красный угол в нашем доме», «Пасхальные писанки», «Рождественская ёлка».

А 27 сентября в Воздвижение проводилось мероприятие «Рецепты к Великому посту».

14 октября, в Покров -«Поделки из овощей и фруктов».

7 апреля в Благовещение состоялся проект «Птицы», где родители помогали создавать птиц на занятиях по аппликации «Птички на ветке», и говорили о старинной традиции: выпускании птиц на волю из клеток.

В Троицу мастерили цветы и создавали букеты для наших столов вместе с детьми дома.

В праздник Преображения или Спас наши родители угощали детей яблоками со своего сада или огорода.

Но прежде всегда велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции и православные праздники».

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество. И традиции на день Ивана Купала проводятся при украшении берёзки, так же в инсценировке спектакля «Снегурочка». Масленица запоминается в проведении мероприятия с детьми на улице.

Наши родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы. В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями
Опубликовано: 25 марта 2013 в 19:57
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...