Лучший педагог года

Двигательная активность детей дошкольного возраста

Екатерина Блищенко
Двигательная активность детей дошкольного возраста

Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Публикация «Двигательная активность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.

Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)

В связи с введением новых образовательных стандартов, в своей работе по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, я руководствуюсь принципа интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста, обеспечиваю их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическая культура», с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями. Подвижные игры и игровые упражнения.

1. «Здоровье»

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы») .

2. «Познание»

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.

«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку») .

3. «Музыка»

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки») .

4. «Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.

Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами».Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями») .

5. «Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да!».

6. «Труд»

Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,

7. «Чтение художественной литературы»

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».

8. «Безопасность»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.

Подвижные игры с бегом («Догоните меня!», «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»).

Ориентировку в пространстве («Найди свое место») .

Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта детей.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками, ставлю перед собой задачу: «Развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Двигательная активность детей на прогулке в зимний период Двигательная активность детей на прогулке в зимний период» Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение.

Двигательная активность на прогулке Здоровый ребенок – успешный ребенок. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная.

Двигательная активность детей 2–3 лет В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью.

Двигательная активность детейДвигательная активность детей аждый воспитатель в детском саду ставит перед собой одну из главных задач это сохранение и укрепление здоровья детей. Двигательная деятельность.

Двигательная активность детей. Использование нестандартного оборудования в средней группе Сохранение и укрепление здоровья ребёнка - первооснова его полноценного развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной.

Двигательная активность детей на прогулке в летний период. Из опыта работы инструктора по ФИЗО Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Одна из важнейших задач работы педагогов – полноценное физическое развитие детей и укрепление.

Двигательная активность детей раннего возрастаДвигательная активность детей раннего возраста Задачей любого воспитателя является охрана и укрепление здоровья детей. Работая с детьми раннего возраста я стараюсь выполнять эти задачу. Физическое.

Двигательная активность детей в детском саду В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития.

Родительское собрание «Двигательная активность для детей 3–4 лет» Родительское собрание «Здоровье Вашего ребенка и двигательная активность для детей 3-4 лет» Цель: ознакомление родителей воспитанников с.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей на прогулке» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Двигательная активность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2018 в 21:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД