Двигательная активность — важнейшее условие воспитания здорового ребёнка

Ирина Федорова
Двигательная активность — важнейшее условие воспитания здорового ребёнка

Консультация для родителей

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования,соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Вы родители имеете возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знаете лучше, чем кто-либо другой. Вы несёте ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

Вы хотите видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.

Исследования выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей:

8-12 тысяч движений в 3-4 года,

13-17,5 тысяч движений в 5-7лет.

Достижение такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика,

подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды.

Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата.

Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций.

Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т. д. развивают координацию и ловкость.

Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т. д.

Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажёры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног, ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.

Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде: ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.

Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей) и в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) требует от ребенка умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться определенным правилам.

Физкультурные пособия углубляют интерес к различным упражнениям, особенно в необычных условиях (в лесу, тренажерном зале, на спортивной площадке, что благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

Рациональный подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка.

В комплекты оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. д.).

При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка, а также его интересы.

По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия (показ оборудования, сделанного своими руками).

Одним из самых увлекательных пособий для дошкольников является гимнастическая лестница. На нее можно прикрепить скат с бортиками (по нему ребенок сможет катать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов. Если перекладины лесенки съемные, то к верхней можно прикрепить веревочную лестницу, канат, качели.

Дома необходимо иметь мелкие физкультурные пособия: различные мячи (резиновые, теннисные, мяч-шар, мяч-массажер, набивной мяч весом 0,5-1 кг, обруч, гимнастическую палку, шнур. Известно, что дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч. Точность совершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик, которые являются более результативными, если выполняются одной рукой.

Хорошо учить ребенка катать обруч: перед началом движения ребенок ставит обруч ребром на пол, затем, придерживая его одной рукой сверху, другой снизу подталкивает его вперед. Учите правильно бросать мяч из-за головы двумя руками: руки над головой чуть согнуты, локти вперед, пальцы разведены и обхватывают мяч.

Надежным средством профилактики гиподинамии у детей 5-7 лет являются тренажеры (велотренажёр,брусья,наклонная скамья,тяга). Кроме того, они способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, сила и общая выносливость.

Помните: занятия на тренажерах повышают эмоциональный тонус детей, активизируют их двигательную и познавательную деятельность, формируют такие нравственно-волевые качества, как выдержка, решительность, смелость, самостоятельность, дисциплинированность. Кроме того, систематические занятия на тренажерах развивают любознательность, творческое воображение, бережное обращение с физкультурными пособиями.

Внимание! Во время занятий на тренажерах необходимо наблюдать за состоянием ребенка. При возникновении внешних признаков утомления (резкое покраснение лица, повышенная потливость, учащенное дыхание) следует предложить ребенку выполнить спокойное упражнение с подниманием рук, глубоким вдохом выдохом или поиграть в спокойную игру «Найди предмет» (взрослый прячет какой-либо предмет в комнате - ребенок его ищет).

Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению биологической потребности в движении и развитию концентрации внимания.

Гиперактивным детям 5-7 лет необходимо давать задания на развитие глазомера, силы и точности броска: прокатывание обруча и мяча в воротики, метание разных предметов в цель (щит, корзина) с расстояния от 3 до б м, бросание набивного мяча (весом 1 кг) из-за головы из разных исходных положений (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях, прокатывание мяча одной рукой между предметами. Советуем играть с ними в городки, серсо, кольцеброс, бадминтон, футбол, хоккей, теннис.

Для гиперактивных детей полезны также игровые упражнения, направленные на развитие координации: ходьба по узкой рейке, шнуру, наклонной доске, прямо и боком, приседая и делая повороты, ходьба с закрытыми глазами, стояние на одной ноге - «ласточка», балансирование на большом мяче.

Если наоборот, ваш ребёнок малоподвижен, то с ним следует как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая его в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой.

Эффективным средством развития выносливости у детей 5-7 лет является бег на воздухе в среднем темпе. Такие пробежки желательно осуществлять вместе с ребенком, чтобы он научился бегать в среднем темпе (2,5 м/сек.) без остановок на расстояние от 200 до 500 м (дистанция должна постепенно увеличиваться).

Запомните несколько правил:

• бег должен доставлять ребенку удовольствие и «мышечную радость»;

важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости, регулировать темп в процессе совместных пробежек;

• после бега следует проводить упражнения на восстановление дыхания;

• желательно не прекращать пробежки зимой (при температуре не ниже минус 10° С, но при этом сокращать длину беговой дорожки (не более 200 м) и следить за тем, чтобы одежда соответствовала погодным условиям.

Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости.

Родители должны позаботиться о разнообразии физкультурно-игровой среды в домашних условиях. Но, как правило, вы больше внимания уделяют эстетике помещения, что, как и современные предпочтения старших дошкольников (компьютерные игры, видеокассеты, музыкальные диски, все больше ограничивает самостоятельную ДА детей, а это отрицательно влияет на их здоровье и формирует малоподвижный образ жизни. Поэтому в домашних условиях, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и самостоятельных игр.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. В современном.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Двигательная активность — важнейшее условие воспитания здорового ребёнка
Опубликовано: 28 января 2014 в 21:22
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...