Лучший педагог года

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Юлия Михеенко
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой - как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Многочисленные исследования в последнее десятилетие свидетельствует о том, что в российском обществе отмечается существенное ухудшение состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Число детей с хроническими заболеваниями увеличилось по данным Центра здоровья детей РАМН в два раза (с 11.8% до 21.3-26.9%, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза (до 5-6%).

Публикация «Дыхательная гимнастика А, Н, Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов, так как более 70% времени ребенок проводит в стенах дошкольного учреждения.

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста становится самой главной задачей взрослых. В связи с этим актуальным становится не просто организация физкультурно – оздоровительной работы в ДОО, а внедрение здоровьесберегающих технологий, новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Оздоровительная работа нашего дошкольного образовательного учреждения разнообразна. Мы реализуем различные технологии в режиме дня:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- подвижные и спортивные игры;

- гимнастика бодрящая (утренняя, после сна);

- различные формы закаливания;

- гимнастика на фитболах, на степах;

- физкультурные занятия;

- занятия в бассейне;

- различные виды самомассажа.

Целью моей работы по здоровьесбережению является оздоровление детей, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку укрепить физическое и психическое здоровье, обеспечить эмоциональное благополучие.

Работая инструктором по физическому развитию, при проведении занятий по адаптивной физической культуре, использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой как для детей старших и подготовительных групп, так и для детей, имеющих ограниченные возможности организма.

Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я освоила в 2010 году и активно применяла ее в своей деятельности инструктора лечебной физкультуры.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это оздоровительный метод, созданный на рубеже 30-40-х годов в качестве восстановления певческого голоса. (Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. Москва. Айрис пресс 2007г.)

Главной особенностью дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой является особая техника дыхания – энергичный вдох и пассивный выдох в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку.

Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. – и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. И так как в этой гимнастике все упражнения выполняется одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Систематическое выполнение гимнастики оказывает комплексное воздействие на организм:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению нарушенных нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе;

- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы. Укрепляет весь аппарат кровообращения;

- исправляет развившие различные деформации грудной клетки и позвоночника;

- активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма.

Эта гимнастика настолько результативна, что ее внедрение в ДОО, а также в жизнь семьи дает возможность всем ее членам не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность, противостоять болезням. Она хорошо запоминается и после некоторой тренировки выполняется легко и свободно. Эта гимнастика универсальна. Она не имеет противопоказаний. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям.

Гимнастика позволяет направить энергию детей «в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр.

Гимнастику также можно использовать во время разных режимных моментов. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики, и динамические паузы во время занятий, время после дневного сна, и время ожидания при смене режимных моментов. Так, перед музыкальными и физкультурными занятиями в зале дети иногда должны подождать, пока закончится занятие предыдущей группы. Именно эти несколько минут можно провести с пользой: сделать несколько упражнений.

На логопедических занятиях стрельниковская дыхательная гимнастика в сочетании со специальными звуковыми упражнениями применяется как один из успешных методов работы коррекции логоневрозов у детей. При других речевых нарушениях, особенно связанных с нарушением голоса, эта гимнастика позволяет работать с просодической стороной речи на новом качественном уровне, улучшая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Организационно она имеет ряд практических преимуществ перед другими методами. Прежде всего, это возможность занятий как в спортивном зале или в группе, так и небольшом пространстве кабинета. Дыхательная гимнастика Стрельниковой не требует специальных условий и материальных затрат. Все вышесказанное доказывает ее универсальность.

Занятия по адаптивной физкультуре, с элементами дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, для воспитанников проводятся два раза в неделю, а для детей с ограниченными возможностями здоровья одно занятие в неделю включает в себя весь комплекс дыхательной гимнастики, второе - основные упражнения дыхательного комплекса и комплекс адаптивной физкультуры. Занятия проходят в спортивном зале, оснащенным спортивным оборудованием.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой потребовалось больше времени, чем планировалось. Необходимо иметь в виду, что качественное выполнение движений получится не сразу, а вырабатывается по мере тренировки. Поэтому обучение я разделила на две части: первая часть освоение первых трех разминочных упражнений – «Ладошки», «Погончики», «Насос». Длительность занятия составила 15 минут. Проведение первой части показало, что упражнения детям были интересны и выполняли они их с бодрым настроением. Эти упражнения просты и понятны и процесс обучения прошел без особых проблем в течении двух недель.

Вторая часть – постепенное освоение остальных упражнений дыхательного комплекса. По плану каждую неделю должно добавляться одно новое упражнение, а повторы уже освоенных упражнений постепенно увеличиваются.

После завершения обучения всего комплекса дети научились владеть своим телом, больше его расслаблять, меньше допускали ошибок, вдох совпадал с движением. Следует учитывать на занятиях, чтобы нагрузка строго дозировалась, в зависимости от физического состояния детей.

Самое сложное было обеспечить ежедневное проведение дыхательной гимнастики, поскольку на занятия по физическому развитию дети приходили 2-3 раза в неделю. Чтобы обеспечить выполнение дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой в остальные дни я обучила педагогический состав на семинарах-практикумах выполнению трех основных упражнений комплекса. Эти упражнения воспитатели проводили в разные режимные моменты: это утренняя гимнастика, гимнастика после сна, динамическая пауза, на прогулке в теплое время года. Для малышей я предложила вариант обучения вдохов (шмыгать носиком, шумно нюхать разные запахи, что позволило уменьшить показатели по заболеваемости верхних дыхательных путей на 5% (по данным мониторинга заболеваемости, проводимые медработниками нашего сада). Особое внимание уделяю работе с родителями. Важнейшим условием является установление доверительных отношений между семьей и детским учреждением. Ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.

Работу с родителями провожу в виде различных традиционных и нетрадиционных форм: это индивидуальные беседы, консультации, проведение родительских собраний, практикумов.

Цель этих мероприятий:

- привлечь родителей к воспитательно - образовательному процессу;

- формировать знания родителей по применению здоровьесберегающих технологий;

- воспитывать у родителей и детей желание вести здоровый образ жизни.

На родительских собраниях веду разъяснительную работу о пользе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, о положительном влиянии в целом на организм не только ребенка, но и на организм взрослого человека. Поэтому большое значение я уделяю обучению родителей воспитанников дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, ведь совместная работа: семья – детский сад принесет гораздо лучший результат по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Проводя сравнительную диагностику и сравнительный анализ функциональных исследований (спирометрия, динамометрия, силовая выносливость мышц) детей в начале и в конце учебного года улучшились такие показатели как:

- силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса;

- объем жизненной емкости легких (показатели спирометрии);

- мышечная сила рук (показатели динамометрии).

Систематическое использование дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой создает возможность для улучшения работы всех систем организма, а именно: основных видов движений и физических качеств, повышается умственная работоспособность, улучшаются все показатели физического развития и общее состояние здоровья, происходит совершенствование функций ведущих физиологических систем организма, ведет к положительной динамике в развитии и физическая работоспособность, повышается сопротивляемость организма, снижается заболеваемость.

Можно сделать вывод, что применение в деятельности ДОО дыхательной гимнастики позволили улучшить состояние здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение, снизилась заболеваемость на 10%, повысилась посещаемость на 15% (по данным мониторинга заболеваемости и посещаемости, проводимые медработниками нашего сада).

Таким образом, внедрение в деятельность ДОО дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, доказала свою эффективность и результативность, что позволяет решать задачу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада.

Публикации по теме:

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у'же.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2023 в 16:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД