Получи документы

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Переходный период. Изучаем, обсуждаем, размышляем

Минкина Виолета
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Переходный период. Изучаем, обсуждаем, размышляем

Понятие Федеральная образовательная программа появилась в нормативном правовом поле дошкольного образования сравнительно недавно вы уже слышали о законе № 371-ФЗ который был принят 24 сентября 2022 года и который как раз внёс изменения в закон об образовании. Во второй статье закона появилась новое понятие Федеральная основная общеобразовательная программа. На слайде приказ министерства просвещения Российской федерации об утверждении федеральной образовательной программы который был принят 25 ноября 2022 года.

Публикация «Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Переходный период, Изучаем, обсуждаем, размышляем» размещена в разделах

Посмотрите на разницу между старой формулировкой 12 статьи этого закона и новой формулировкой. Нижняя часть, формулировки которая была действительна до сентября 2022 года и говорилось в иней о том что, дошкольная образовательная организация разрабатывала свою образовательную программу соответствии в ФГОС ДО примерной основной образовательной программы соответствующие примерно основной образовательной программы. Что изменилось в этой формулировке убрали слова с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

И добавили слова соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.

То есть в настоящее время при разработке своей образовательной программы дошкольная организация должна учитывать Стандарт дошкольного образования и Федеральную образовательную программу дошкольного образования. Обратите внимание на слово соответствующей. Если вы помните в прежней формулировке тоже было слово соответствующее по отношению к примерной основной образовательной программе, так вот это слово соответствующий говорит нам о том что вслед за Федеральной образовательной программой дошкольного образования которая уже утверждена и вступила в силу, должна быть принята адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного образования. Которая уже принята Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования заменяет все примерные адаптированные образовательные программы дошкольного образования, на которые ранее ориентировались дошкольные организации. Теперь на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогические коллективы должны разрабатывать свои адаптированные образовательные программы для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ :

Цель программы – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. Обязательно нужно учитывать те сроки которые установлены изменённым законом об образовании в Российской Федерации в соответствии с изменениями 371 ФЗ. Министерство Просвещения России на Федеральные органы исполнительной власти которые определяют государственную политику в сфере образования. Министерству просвещения было поручено разработать Федеральную основную образовательную программу не позднее 1 января 2023 года. Это поручение Минпросвещение выполнила, Федеральная образовательная программа утверждена. Каждая образовательная организация должна переработать свою основную образовательную программа дошкольного образования в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования не позднее 1 сентября 2023 года. Министерство просвещения Российской Федерации будет реализовывать организационно-методическое сопровождение реализации ФОП. Министерство просвещения Российской Федерации уже издала методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования с приложениями. То-есть уже нам есть с чем работать. Министерством просвещения Российской Федерации издан Приказ от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 06.02.2023 № 72264) :

Ключевые изменения в ФГОС ДО:

П. 2. 6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей

П. 2. 7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства

П. 2. 10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО

П. 2. 11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

П. 2. 12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП

П. 2. 13: указано, что в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО, должна быть представлена ссылка на ФОП ДО

П. 3.2. 9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН

П. 4. 6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

И так целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп.

Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;

обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;

создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Структура образовательной программы дошкольного образования осталась неизменной в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, то есть образовательная программа любого детского сада состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (инвариантной и вариативной). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В отношении основной части программы есть изменения и в настоящее время она будет обеспечивается именно Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Федеральная образовательная программа была разработана для реализации принципов единства образовательного пространства. Федеральная образовательная программа устанавливает тот минимум необходимый и достаточный образования которое должен получить любой дошкольник в любом регионе нашей страны. То-есть куда бы не переехал ребенокс родителями, даже в другой город, край или регион, он будет получать единое образование по одной программе. Федеральная образовательная программа и обязательная часть нашей образовательной программы это то что мы должны дать любому ребёнку имеет он ограниченные возможности не имеет он ограниченных возможностей. Входит ли он в группу детского сада государственного или частного этому ребёнку должны обеспечить вот эту необходимую часть содержания дошкольного образования. Что касается второй части, формируемой участниками образовательных отношений, ничего не изменилось объём остался тем же и он по-прежнему обеспечивается парциальными программами, региональным компонентом, традициями дошкольной образовательной организации. Теми же авторскими технологиями, методиками, формами организации для образовательной работы которые используют воспитатели. И мы имеем право эту часть углублять расширять в рамках 40% вариативной части формируемой участниками образовательных отношений. Давайте посмотрим, что остаётся актуальным для отбора содержания дошкольного образования комплексная программа под большим вопросом мы уже с вами видели на предыдущем слайде, что сейчас обязательная часть будет обеспечиваться Федеральной образовательной программой. По Федеральной образовательной программе пока нет программного методического комплекса и это понимают в том числе и разработчики программы в том числе и Минпросвещение это что, касается комплексных программ. То-есть ждем разъяснений нашего Федерального Министерства и будем действовать в соответствии с этими разъяснениями то, что касается парциальных программ они у нас остаются они у нас по-прежнему актуальны и они будут актуальны ещё очень долго. Поэтому оставляем их в своём арсенале и при этом коллеги, посмотрите вот то что, касается авторских технологий и самостоятельных пособие и внутри комплексных программ Они ведь тоже остаются. Почему? Потому, что они подпадают под определение образовательных технологий учебными.

Обратите внимание, статья 28 Федерального закона об образовании в Российской Федерации в которой сказано о том, что образовательная организация свободна в выборе содержания а также методик технологий учебно-методического обеспечения для реализации своей образовательной программы. То что касается содержания есть определённые рамки наложенные тем же законом, то есть мы с вами обязаны сейчас учитывать Федеральную образовательную программу. Вот она эта рамка которую мы все должны писать, а в методиках и технологиях, нас с вами никто не ограничивает более того взгляните пожалуйста это опять-таки выдержки из Федерального образовательной программы. Обратите внимание на пункты 23.4, 23.10, 23. 12 эти формулировки есть в тексте: педагог определяет самостоятельно формы способы методы и средства реализации программы. У педагога есть определённые компетенции ответственности, то-есть например в детском саду несколько параллельных групп, педагог может подобрать свои методы и даже наверняка они будут разные. Почему? Потому, что если педагог учитывает индивидуальные особенности детей то и подходы будут соответственно разные здесь уже не только компетенции образовательной организации, компетенция каждого педагога. Наше право на выбор всех технологий, форм, методов и средств реализации программы и при этом мы опираемся на компетенции которые уже есть.

Далее продолжу по структуре федеральной образовательной программе дошкольного образования. И так с сентября нам предстоит работать по федеральной программе, документ объемный, поэтому чтобы лучше разобраться в содержании программы в начале ее нужно изучить. Постепенно не всю сразу, каждый раздел отдельно.

Федеральная программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя:

1. Пояснительную записку, которая состоит из:

-цели и задач; принципов и подходов к формированию программы.

2. Планируемых результатов, которые представлены в виде целевых ориентиров.

3. Подходов к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

В пояснительной записке целевого раздела цель федеральной образовательной программы поменялась и звучит теперь так: Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Ранее для сравнения цель в программе «От рождения до школы» звучала так: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В задачах образовательной программы акцент сделан на духовно-нравственных ценностях российского народа, исторических и национально-культурных традициях.

Далее пояснительная записка содержит принципы ФОП ДО, на основе которых педагоги должны выстраивать работу с детьми, родителями и социумом.

Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.

Также в целевом разделе необходимо описать планируемые результаты – характеристики возможных достижений детей на разных возрастных этапах: (в раннем возрасте (к трем годам)дошкольном возрасте к четырем годам, к пяти годам, к шести годам, на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста).

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов предполагает изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов, вам поможет карточка №1.

Психологическая диагностика

ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей.

Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы. Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги-психологи, психологи. Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей. Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.

Содержательный раздел

Содержательный раздел Программы должен включать : - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Данный раздел включает:

Задачи и содержание обучения и воспитания по образовательным областям.

ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС ДО, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям описаны для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания. Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО.

Часть ОП детского сада, которую формируют участники образовательных отношений, – это региональный компонент, парциальные программы, традиции ДОО. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.

Образовательная деятельность и культурные практики. В этом пункте необходимо определить понятие «занятие», указать на потенциал игры для разностороннего развития детей. Обозначить возможности культурных практик.

Поддержка детской инициативы. Во ФГОС ДО поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов. Теперь в федеральной программе – это отдельный пункт в содержательном разделе.

Взаимодействие с родителями. Этот пункт содержит основные направления и формы взаимодействия с семьей. Также необходимо сделать акцент на принципах, которым должны следовать педагоги в работе с родителями. Коррекционно-развивающая работа. Согласно ФОП ДО коррекционно-развивающая работа предусматривает: коррекцию нарушений развития детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников, в том числе детей с ООП, с ОВЗ, детей-инвалидов.

В программу коррекционно-развивающей работы входит:

-план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;

-рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями. Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Федеральная рабочая программа воспитания. Теперь она входит в содержательный раздел ФОП ДО как один из структурных компонентов.

Федеральная рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к Российским традиционным духовным ценностям.

Теперь мы должны разработать или скорректировать свою рабочую программу воспитания в соответствии с федеральной и включить ее в обязательную часть образовательной программы детского сада. Также мы вправе выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, и возможностей детского сада. Психолого-педагогические условия реализации федеральной программы. Успешная реализация Федеральной программы обеспечена совокупностью психолого-педагогических условий. Ключевыми являются:

- признание детства как уникального периода в становлении, человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

- использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития.

Материально-техническое обеспечение федеральной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Программа оставляет за дошкольной образовательной организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходы из особенностей реализации образовательной программы. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

- В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов федеральной программы, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.

- Для детей с ОВЗ в ДОО должна иметься специально приспособленная, мебель в помещениях ДОО должно быте достаточно места для специального оборудования. Мы с вами отдельно вернемся к развивающей предметно пространственной среде. Кадровые условия реализации федеральной программы. Реализация федеральной программы обеспечивается квалифицированными педагогами. В целях эффективной реализации федеральной программы ДОО должна создать для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, получения дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО и /или учредителя. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. При составлении режима и распорядка дня учитываются требования СанПин. В федеральной программе приводятся примерные режимы дня для групп, функционирующих кратковременного пребывания детей в образовательной организации (до 5 часов, составленные с учетом СанПин. Федеральный календарный план воспитательной работы. План является единым для ДОО. ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Используя примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО.

С чего начать работу по федеральной образовательной программе.

Чтобы подготовить переход на ФОП, необходим порядок действий ДОО в переходный период : основные этапы, управленческие решения и методические шаги. Создать рабочую группу в ДОУ по ознакомлению и введению федеральной образовательной программы дошкольного образования;

- издать локальные акты (приказы);

- утвердить состав рабочей группы ДОУ по ознакомлению и введению федеральной образовательной программы дошкольного образования;

- разработать Положение о рабочей группе;

Рабочей группе:

- определить изменения и дополнения в образовательную деятельность ДОУ;

- составить Плана мероприятий по обеспечению подготовки ДОУ к введению ФОП ДО. На основе Плана мероприятий по обеспечению подготовки ДОУ к введению федеральной образовательной программы дошкольного образования необходимо составить «Дорожную карту». При составлении «Дорожной карты, мероприятия необходимо распределить по направлениям работы. Выделим семь основных направлений:

• организационно-управленческое обеспечение;

• нормативно-правовое обеспечение;

• кадровое обеспечение;

• методическое обеспечение;

• материально-техническое;

• информационное обеспечение;

• финансовое обеспечение.

Для каждого мероприятия необходимо отметить контрольные сроки и назначить ответственных. Указать документы, которые должны стать результатом реализации каждого мероприятия. Это может быть, как отдельный документ, так и пакет документов. Далее согласовать на педагогическом совете «Дорожную карту» по ознакомлению и введению федеральной образовательной программы дошкольного образования, и утвердить локальным актом за подписью заведующего. Рабочая группа изучает ФОП ДО и проводи экспертизу действующей ООП ДО на предмет соответствия ФОП ДО, то есть проводит диагностику. Далее необходимо привести ООП ДО в соответствие с ФОП ДО. При частичном соответствии или несоответствии разделы Программы ДОО, относящиеся к обязательной части корректируются и дополняются, так как обязательная (инвариантная) часть Программы должна соответствовать Федеральной программе и составлять не менее 60 процентов. Конечный результат работы, это утверждение ООП ДО на основе ФОП ДО в ДОО до 31.08.2023г.

Для педагогов ДОУ дополнительно подготовить консультации и разместить их на информационном стенде. Чтобы они могли заранее ознакомиться с изменениями в образовательной деятельности ДОУ по переходу на ФОП ДО, которые произойдут с 1 сентября 2023 года, нормативной документацией в методическом кабинете и на официальном сайте ДОУ.

Чтобы родители могли заранее ознакомиться с изменениями, которые произойдут с 1 сентября 2023 года, необходимо на родительском собрании довести до их сведения информацию о внедрении ФОП ДО и разместить памятку «Что рассказать родителям о внедрении ФОП ДО» на информационных стендах. А также ознакомить с информацией на официальном сайте в разделе ФОП ДО посредством ссылки на страницу сайта.

Автор публикации:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Переходный период. Изучаем, обсуждаем, размышляем
Опубликовано: 30 марта 2023 в 22:08
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД