Федеральные государственные требования (ФГТ) как основа современной модели дошкольного образования.

Жанна Рушановна Федина
Федеральные государственные требования (ФГТ) как основа современной модели дошкольного образования.

Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования внесли значительные изменения в систему дошкольного образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями программа ДОУ состоит из двух частей – это обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Обязательной часть программы - 80% времени, а остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» является одним из обязательных разделов программы ДОУ. В нем описаны интегративные качества дошкольника. Основная программа - это единство образовательных областей. Они обеспечат разностороннее развитие детей по направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Весь образовательный процесс строиться в соответствии с ФГТ и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Интеграция разных образовательных областей – важный шаг в структуре программного материала. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Образовательные программы с учетом ФГТ позволяют педагогам больше играть с детьми. Обучать, играя в дошкольном возрасте – это принцип образовательной программы. Планирование опирается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и использовании интегративного подхода.

Это касается и образовательной области «Музыка» - интегрированный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. При планировании музыкальных занятий учитывается: четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; систематичность и доступность изложения материала; необходимость соблюдения временных рамок занятия. Содержание образовательной области «Музыка»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Соци-ализация». Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы» и «Физическая культура». Простой пример – интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку, музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки, познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т. д.

Педагог использует разные формы работы с детьми, продумывает ситуации. Положительный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, но и от педагогов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовки, инициативы, самостоятельности и ответственности исполнения своих обязанностей. Положительным моментом для отслеживания результатов образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Образовательная область «Музыка» внесет свой весомый вклад в формирование интегративных качеств детей. Ведь, например, двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, что помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Музыкальная деятельность вызывает активность детей в вопросах, ответах (интегративное качество «Любознательный, активный»); эстетические чувства при слушании музыки закрепляются в виде л нравственных качеств (интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»); совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых… Изменился способ организации детских видов деятельности: это стало не руководство взрослого, а совместная деятельность ребенка и взрослого.

На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Земноводные, рептилии
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Федеральные государственные требования (ФГТ) как основа современной модели дошкольного образования.
Опубликовано: 2 августа 2012 в 23:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная аппликация «Цыплята на лугу» (фотоотчет)
После тематической недели "Домашние животные", мы принялись за изучение домашних птиц. Всю неделю вели беседы о птичьем дворе, кто на нем живет, что...
Математическая игра «Арбузные дольки»
Многие педагоги стараются разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным, интересным. Нередко прибегают к материалам, сделанными...
Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт)
Тип проекта: по составу участников- групповой. Длительность проекта: три недели ( с 15 марта по 7 апреля) Участники проекта: родители, дети,...
Фотоотчет об акции «Родители — заместители!»
Родители - заместители! В нашем детском саду проходила акция "День родителя - заместителя"! Родителям предлагалось попробовать себя в роли воспитателя....
«Район «Птичий». Элементы весеннего оформления. Мастер-класс
Наступила весна. Вот уже на ветвях некоторых деревьев и кустарников появляются маленькие листочки. Прилетают птицы. Эти и другие приметы прихода весны...