Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Светлана Торопова
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Зачем нужен стандарт?Это требование закона об "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования -положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Стандарт преследует следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров (а не ЗУНов или интегративных качеств)дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ").

Стандарты устанавливают требования, обязательные при реализации программ, в том числе:

1. к структуре Программы;

2. к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

3. к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Давайте рассмотрим некоторые основные моменты ФГОС ДО.

Требования к структуре ООП ДО. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В ФГТ - 10 образовательных областей. Как видим, в стандарте этого нет.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40% (а не 80% и 20 % как в ФГТ).

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Может проводится мониторинг или психолого-педагогическая диагностика совместно с педагогом-психологом только с согласия родителей.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым утвержден План разработки ФГОС ДО. Новые стандарты образования с 2013 года начнут проходить апробацию в пилотных регионах в каждом федеральном округе с последующим созданием на их базе стажировочных площадок по введению ФГОС ДО, а к 2015 году будут введены по всей территории России.

Используемая литература:

1. ПРОЕКТ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Агентство РИА-новости

Публикации по теме:

Открытое письмо студентам, будущим педагогамОткрытое письмо студентам, будущим педагогам Профессия педагога, хотя и относится к древним профессиям, обязывает человека, выбравшего её, быть готовым учиться всю жизнь и переучиваться.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 09:41
+106Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творчество детей ко Дню Матери (фотоотчет)
Во всех детских садах вся предпраздничная неделя была посвящена самым дорогим, самым любимым мамам. Особо красиво и незабываемо проходят различные...
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста....
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный запас...
Проектная деятельность. Тематическая неделя: Домашние животные «Лошади»
Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных...
Физкультурный досуг «В гости к лисичке» (младший возраст)
Каждый маленький ребенок любит играть и веселится, а для того чтобы физкультурные досуги стали действительно увлекательными, интересными, развивающими,...
Игровой макет «Улицы нашего посёлка»
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот,...