ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада

Ирина Логинова
ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада

В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, позволяющей включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.

Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития.

Такая модель обязывает педагогов учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка и выстраивать маршрут его развития.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и смещения акцента на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми встаёт задача индивидуализации образовательного процесса в целом. В первую очередь это относится к построению комфортной для ребенка предметно-развивающей среды в ДОУ

В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его открытость, привлекательность для детей, их родителей и всего общества.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды важно учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.

Предметно-развивающая среда определяется:

- видовым разнообразием ДОУ;

- направлениями работы и спецификой ДОУ;

- целями и задачами, стоящими перед ДОУ разных видов;

- функциями сотрудников;

- общеобразовательными программами.

Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:

предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта;

предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере её основных функций:

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

В Требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)

Критерии оценки предметно-развивающей среды:

комфортность и безопасность;

обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

возможность самостоятельной индивидуальной деятельности;

создание условий для исследования и экспериментирования.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и части,.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Весна
Автор публикации:
ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 10:28
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...