Папки-передвижки

Физическое воспитание как способ подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным влияниям социума

Гульфия Мустафина
Физическое воспитание как способ подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным влияниям социума

Современная социально-экономическая и социокультурная ситуация, характеризующая многоплановый и неоднозначный процесс трансформации российского общества, побуждает к пристальному рассмотрению вопроса о социализации подрастающего поколения, его интеграции в социум, к поиску путей, обеспечивающих эффективность этого процесса, выявлению факторов, осложняющих его протекание. В силу сказанного представляется актуальной задача подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, формирования личностной готовности к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации.

Публикация «Физическое воспитание как способ подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным влияниям социума» размещена в разделах

В решении этой задачи, особое значение, наряду с оздоровлением окружающей среды и нейтрализацией влияния ее факторов, приобретает воспитательно-профилактическая работа, направленная на усиление критичности и избирательности во взаимодействивии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния негативным влияниям. Физическое воспитание, как составная органическая часть общей системы воспитания, направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, укрепление здоровья, расширение границ творческого долголетия как важнейших условий формирования разносторонней гармонично развитой личности, способной к активной жизни в обществе.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами развития психических процессов и состояний, позволяют эффективно развивать мотивацию и волевые качества личности. Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности как коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, реши-тельность.

В соответствии с современными требованиями, обучение направлено на формирование и развитие творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В решении данной задачи роль физической культуры трудно переоценить, поскольку она уникальна по своему назначению и оказывает одновременное воздействие как на физические, так и на психические качества личности. При этом все упомянутые выше свойства личности определяются ее психическими качествами или особенностями. Задача педагога - развивать психические свойства и процессы, чтобы способствовать воспитанию максимально полно приспособленной к жизни личности ребенка. Очевидно, что наибольшую эффективность в формировании личностных основ и качеств будет иметь реализация комплекса взаимосвязанных компонентов физического воспитания.

Спорт позволяет ребенку не только испытывать радость и наслаждение, но и дает возможность многое приобрести в смысле собственного развития и личностного роста: например, умение ставить и достигать цели, преодолевать трудности, получать опыт взаимодействия с другими людьми, приобретать необходимые для жизни двигательные умения и навыки. Одна из особенностей спорта - тесные контакты и взаимоотношения между людьми. Спорт также учит детей соблюдать общие правила и нормы поведения. Имен-но правила и нормы спортивной этики приучают спортсменов к ответственности перед остальными членами группы. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями. В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического

воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Педагог старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Совместными усилиями взрослые помогают детям находить свое «я» в движении, чтобы впоследствии они могли с любовью, в соответствии с потребностями своего организма систематически заниматься физическими упражнениями или каким-либо видом спорта уже самостоятельно. Накопление у детей опыта командного взаимодействия происходит при проведении праздников: зимних спортивных олимпиад, легкоатлетических со спортивными играми, «Веселых стартов» с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость и выносливость, соревнований типа «Папа, мама, я – дружная семья», которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть способности, при этом давая ему право на творчество.

Неправильное воспитание, обусловленное незнанием законов, особен-ностей психологического развития ребенка, может привести к деформирован-ному созреванию отдельных психических функций и личности в целом, обуславливает нарушения социальной адаптации и трудности в поведении, повышает риск нервно психических заболеваний. Вот почему так важно находить решение таких сложных социальных задач, как укрепление здоровья детей и обеспечение их гармонического развития. Только при таком условии возможно гарантировать эмоциональных комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка, успешную адаптацию в социум.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание как способ подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным влияниям социума
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 18:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД