Физиологические и методологические основы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Евгения Коробченко
Физиологические и методологические основы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Физиологические и методологические основы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.

В настоящее время задачей художественно-эстетического воспитания детей является задача сохранения культурного наследия. Поэтому детям необходимо с раннего возраста знакомится с фольклором, когда происходит формирование личности, начинает развиваться мышление, речь и слух.

При этом важно, чтобы детям не только исполняли народные песни, но и вовлекали их самих в пение, обучали при этом. Именно это создает их потенциал к освоению фольклорного пения.

К основам обучения народному пению относятся: открытый способ голосообразования, интенсивное грудное резонирование на плотном подскладочном давлении, естественное вибрато, непринужденность, мышечная координированность.

Специфика пения детей дошкольного возраста изучалась Метловым Н. А. в работе «Обучение пению детей старшей группы детского сада». В ней он решал задачи, связанные с сохранением детского голоса, определял физиологические возможности детей, их умения и навыки.

Главной проблемой в музыкальной педагогической теории и практике является проблема постановки голоса. Все это связано со здоровьем ребенка, с развитием его музыкального слуха, со становлением его певческих навыков. При этом важно знать, что пение – это процесс, связанный разными жизненными процессами: дыханием, кровообращением и др., поэтому голосообразование должно быть правильным, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта во время пения, пел легко и с удовольствием. При неправильном голосообразовании не только страдает эстетическая сторона пения, но и возникает опасность заболевания голосового аппарата. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке голоса, которую надо начинать в дошкольном возрасте, который очень благоприятен для становления основных певческих навыков. Один из основоположников русской вокальной школы Варламов А. Е. считал, что если ребенка учить петь с детства, то его голос приобретает гибкость и силу, что взрослому дается с большим трудом. Все это подчеркивают и другие исследователи: Аркин Е. А., Гадуров В. А., Левищов И. И. и др., которые изучали детский певческий голос. Ученые считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает в ребенке любовь к музыке, оберегает от напряжения голосовых связок, сохраняя их здоровье. О необходимости работы по постановке певческого голоса в детском саду писали разные педагоги. Среди них Метлов Н. А., Маркова Е. С., Краснобродская Р.

Но до сих пор их работы и выводы не систематизированы, методики не созданы, а на практике постановкой голоса педагоги дошкольных учреждений не занимаются, уделяя внимание на занятиях разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом.

Помимо отсутствия методической составляющей, важно и то, что педагог должен сам быть хорошим исполнителем, так как для детей важен пример, на который надо равняться. Кроме того отметим то, что все возможно воплотить только при наличии у педагога вокального слуха, а это еще сильнее повышает требования к музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений.

Освоение доступного фольклорного материала детьми дошкольного возраста формирует у них представление о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоциональном произнесении текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.

Чтобы обучить пению, как говорилось ранее, детей надо научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, а для этого необходима образовательная система, которая стала бы развивать певческие навыки: правильное естественное дыхание, протяженное гибкое и подвижное звуковыведение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора. К этой работе музыкальный руководитель должен подходить очень ответственно, грамотно и профессионально, а для этого нужно изучить соответствующие методики. Например, «Методика обучения детей народному пению», разработанная Науменко Г. М. В ней рассматриваются музыкальное мышление, возрастные особенности детей, их голос, музыкальные и творческие способности. В разделе «Вокально-хоровя работа» отображены основные этапы по развитию голоса детей: распевание, работа над дикцией, над дыханием, манерой пения. При этом в данной работе предложены эффективные методы и упражнения.

В своих работах В. Емельянов рассматривает вопрос развития системы голосообразующего комплекса, сгруппированный по следующим критериям: генераторный (гортань, резонаторный (рупор, и дыхательный. «Любой непредубежденный человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и еще более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы». Музыкальные эмоции рождаются в основном с помощью нервно-мышечной системы голосового аппарата.

В его методике первостепенное значение уделяется развитию голосового аппарата. Предствляет интерес и его система мер по охране и защите детского голоса.

Огороднов Д. Е. в своем труде «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» определяет исходные позиции, которые преполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной степени способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и четко выразить действия ребенка при выполнении им вокального упражнения и тем самым создать алгоритм выработки основных вокальных навыков. В результате все стороны музыкального воспитания удается объединить в единый педагогический процесс, осуществляя принцип комплексного воспитания. Песня выучивается быстрее и лучше откладывается в памяти, когда «при работе над вокальной стороной включаются в действие разнообразные рычаги: эмоциональность, воображение, сознательность, не говоря уже о главном – правильной полноценной работе голосового аппарата».

Много идей и конкретных педагогических приемов внесли в методику работы с детским фольклорным коллективом музыканты-фольклористы, такие как Куприянова Л. Л., Краснопевцева Е. А., Гилярова Н. Н. и др.

Очень важно, чтобы при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению в репертуаре всегда были детские игры и песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Большое значение в развитии певческих навыков имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого певца, его одаренность, певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность гибкость голоса.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Оно способствует развитию и укреплению легких, развивая при этом координацию голоса и слуха, улучшая детскую речь. Помимо этого пение оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Ведущие педиатры считают, что пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Алмазов Е. И. (врач-фониатр) пишет: «Пение доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая в свою очередь тесно связана с сердечно-сосудистой.

Певческие органы детей от 4 до 8 лет находятся на стадии развития и роста. К четырем годам ребенок только освоил навыки речи, а вокальная функция у них еще совсем не развита. Таким образом перед музыкальным работником стоит задача побуждения детей к пению, опираясь при этом на особенности возрастной психологии и используя педагогические знания, умения, навыки.

Гортань взрослого человека находится в области шеи на уровне 4-7 позвонков. Ее вход открыт в гортанную часть глотки, где на уровне седьмого шейного позвонка она переходит в дыхательное горло. Гортань детей расположена на 1-2 позвонка выше, а у новорожденных надгортанник находится вообще на уровне небной занавески. Перстне-щитовидные мышцы, суживающие голосовую щель и одновременно натягивающие голосовые связки, у детей до 5 лет играют важную роль в регуляции натяжения голосовых связок, так как голосовая мышца в этом возрасте еще не сформирована. Вместо нее у детей находится соединительная ткань, железы и сосуды. Только к семи годам неравномерное расположение чувствительных нервных аппаратов в слизистой оболочке гортани напоминает их расположение у взрослого.

Большое значение имеет знание звуковысотных диапазонов и регистров детских голосов, что помогает выявить примерные тоны в голосе, правильно подбирать песенный репертуар.

Многие ученые и практики отмечют, что определение диапазонов вокальных возможностей детей связано с большими трудностями. Некотороые педагоги строят песни для маленьких детей на пяти нотах и не советуют выходить за рамки этого диапазона. Однако другие педагоги считают, что ребенок, научившийся слушать музыку, легко пропевает октаву.

Неоднозначно решается вопрос и относительно доступного детям регистра. Одни полагают, что у детей трех-пяти лет могут быть только низкие голоса, а другие, что еще в раннем возрасте дети могут петь в верхнем регистре и при этом в широком диапазоне (около октавы).

Наиболее точно можно определить диапазон и регистр детских голосов при интонировании произведений своего песенного фольклора, так как исполняя песни в своем детском быту, в игровой обстановке, ребенок интонирует лишь те тона, которые удобны для его голоса, и никогда не превышает свой природный диапазон звучания.

Для успешного обучения пению детей дошкольного возраста необходимо сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая постановка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, стул должен соответствовать росту ребенка.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения.

Для дошкольного возраста не характерно певческое диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом нужно следить за положением языка, губ, движением нижней челюсти.

Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосм звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для детей дошкольного возраста воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.

Хоровые навыки – взаимодействие ансамбля и строя.

Ансамбль – правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – чистое певческое интонирование.

Развиваются и другие музыкальные способности – тембровый и динамический слух, музыкальная память. Помимо этого при пении происходит и общее развитие ребенка: развивается речь, формируются его высшие психические функции, происходит накопление знаний об окружающем, взаимодействовать в коллективе.

Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и прочее, важно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удвольствием.

Важный момент в народном вокале – «разговорность пения. «Петь так, как говоришь» - один из главных принципов народного пения. Только в этом случае возникает ясность и выразительность передачи слова: единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому еще одним важным моментом в процессе обучения пению является работа над дикцией подопечных.

Плохая дикция оказывает негативное влияние на звукообразование и интонацию, а хорошее произношение создает предпосылки для выразительного исполнения, что помогает процессу пения. Добиваться этого следует раскрепощением артикуляционного аппарата.

Науменко Г. М. советует дбиваться от детей четкой и ясной дикции и активной артикуляции с помощью следующих упражнений:

- произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта;

- произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным посылом звука;

- петь мелодию песню, сохраняя разговорный посыл звука;

- добиваясь четкой дики в хоре, можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слов к следующему слогу. Это упражнение – прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми певцами.

- наиболее полезным и эффективным для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции маленьких певцов.

При многократном повторении песни-скороговорки, необходимо следить за четким и ясным пропеванием каждого звука с четким произношением текста.

Подобные упражнения и песни приносят большую пользу каждому певцу и оказывают соотетствующее влияние на процесс звукообразования и звуковыведения. Хорошая дикция и артикуляция помогает детям в овладении наиболее вжным качеством пения – естественной напевностью.

От качества звука, четкости произносимого слова зависит и правильная певческая позиция и единая мера звукообразования – необходимое условие для достижения устойчивой певческой интонации.

Выразительность русского народного пения заложена в интонационной остроте русской речи.

Так как пение представляет собой физиологический процесс, контролируемый с помощью слуха, поэтому педагогу надо проявлять внимание и в отношении слуховых ощущений, особенно на начальном этапе занятий. Слух является главным регулятором речи и пения. «слуховое восприятие – это самый первый этап приобретения любого певческого навыка, какая-то акустическая норма, которой будет пдчиняться в дальнейшем налаживание работы мышечного голосового аппарата».

Удобство голоса народного певца, как известно, зависит от привычки слуха к тому интонационно-ладовому языку, который присущ народным песням. Следовательно, чем активнее будет осуществляться тренировка слуха на характерных ладовых интонациях народного мелоса, тем скорее состоиться усвоение мелодического языка, органичным будет исполнение народных песен.

Певческое воспитание детей протекает в тесном взаимодействии голоса и слуха певца. Важно, чтобы вполне осознанный и поначалу принудительный этот процесс стал затем естественным и непринужденным.

Накопление певческих навыковпроисходит постепенно, в процессе систематической и целенаправленной учебы, тренировки слуха и голоса. Шамина Л. В. указывает следующие основополагающие моменты певческой работы:

- прежде чем начинать пение, певцам необходимо снять внутренне напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность

-петь только своим голосом, то есть сохраняя естественную окраску, свой тембр, избегая крайних звуков голосового диапазона

- петь на дыхании с опорой на диафрагму, развивая ощущение взаимосвязи дыхания и звука

- петь открытым грудным резонатором, категорически нельзя резонировать глоткой, горлом или гортанью, так как это приводит к изменению тембральной окраски звука

- петь в высокой певческой позиции, которая обеспечивает интонации, яркость звучания, что достигается сокращением мышц верхнего мягкого неба

- петь, как говоришь, что означает внятную и четкую артикуляцию, как в разговорной речи, мягкой, но небезвольной.

Народное пение напоминает озвученную речь, льющуюся сплошным потоком, слова накладываются на непрерывную звуковую волну. Самое сложное в народном пении – правдивое естественное произношение звуков. Этому помогает точно подобранная интонация.

Певческие навыки можно развивать и закреплять с помощью определенных упражнений, построенных на народно-песенных интонационных оборотах. Лучше, если упражнения и распевки будут исполняться со словами, тогда легче избежать формального подхода к народному звукообразованию и неприемлемой для народного пения вокализации.

Картавцева М. Т. советует для развития певческого голоса у детей применять следующие приемы:

- четкое произношение слов, утрируя твердые согласные, в произношении которых участвует язык и губы, чтобы эти мышцы развивались постоянно

- формирование у детей устойчивой потребности активно использовать речевую функцию, добиваясь ясности произношения слов, включая тем самым в активную работу дыхательные и скелетные мышцы

- следует включать подражательные звуки типа ку-ку, вой волка и др., что развивает дыхание

- важнейшим фактором успеха является эмоциональное состояние детей, что должно быть постоянно на контроле у педагога, при этом переключая детей с одного состояния на другое и не давая утомиться их вниманию и голосовым связкам

Музыкальный руководитель должен помнить о существовании связи между слуховыми центрам ЦНС и певческим мышцами, так как из отсутствия этой связи ребенку трудно попасть в тон. Поэтому, многократное повторение короткой попевки, или даже звука, формируют эту связь через слуховой аппарат.

Простота мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь у всех детей. при работе над протяженностью звука лучше всего подходит народная песня.

Успешное развитие певческих навыков на основе музыкального фольклора возможно при создании определенных условий

- постепенное введение ребенка в мир фольклора, знакомство с обычаями и традициями на материалах музыкального фольклора

- эмоционально-личностное отношение педагога к данной работе, спосбствующая развитию эмоционального отклика, устойчивому интересу детей к народному пению

- целенаправленная работа по развитию детского голоса, основанная на рекомендациях и опыте работы педагогов

- исследование и контроль музыкальных способностей с целью охраны и укрепления детского голоса, индивидуальный подход к особенностям певческих способностей детей

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Физиологические и методологические основы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 29 июня 2013 в 14:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...