Физкультурно-логопедическое развлечение в старшей группе «Краснодар, мой край родной»

Елизавета Харун
Физкультурно-логопедическое развлечение в старшей группе «Краснодар, мой край родной»

Программное содержание: Прививать любовь к Родине. Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословиц и поговорок. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Знакомить детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества.

Развивать внимание, память, воображение. Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Закрепить интерес, навыки игры в кубанские казачьи подвижные игры. Развивать умение действовать по сигналу воспитателя; воспитывать выдержку. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре вместе с воспитателем. Развивать ловкость, смелость, быстроту движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, ориентироваться в пространстве; воспитывать чувство коллективизма, чувство восторга и радости; создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с историей и культурой русского народа.

Предварительная работа:

• беседа об обычаях, традициях, нравах и ремеслах кубанских казаков.

• знакомство детей с незнакомыми кубанскими играми;

• разучивание старинных считалок, пословиц, поговорок;

Оборудование:

оформление физкультурного зала; спортивный инвентарь: обручи, ребристые дорожки, конусы с флажками; элементы кубанской одежды.

Ход мероприятия:

На протяжении всего досуга звучит кубанская народная музыка. У детей, воспитателей, музработника и ведущих в одежде элементы кубанского колорита.

Дети входят под народную кубанскую музыку в спортивный зал и садятся на стульчики.

Физкультурно-логопедическое развлечение в старшей группе «Краснодар, мой край родной»

Казачка:

Дорогие ребята! Мы с вами живем в великой и прекрасной стране – России. Это наша Родина, любимый с детства родной край.

(ребята рассказывают стихи о Родине)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем…

(В. Степанов)

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина…

(М. Пляцковский)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа…

(Н. Соловьева)

Казак:

У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина – поселок, хутор, город, т. е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания.

Казачка:

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.

Казак:

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Казачка:

К нам на праздник пришли гости – ребята-казачата из средней группы. Они хотят исполнить казачью песню …

(ребята рассказывают стих о Кубани)

ЭТО НАША РОДНАЯ КУБАНЬ

В синем небе летят журавли,

Чтоб весною опять возвратиться.

Нет прекрасней кубанской земли,

Где в полях созревает пшеница,

Где подсолнухи в небо глядят,

Бьют ключами целебные воды,

Волшебством своим радуют взгляд

Уголки заповедной природы.

Гладь морскую, как легкую ткань

Южный ветер колышет с любовью.

Это наша родная Кубань,

Это родина наша с тобою!

(Н. Тананко)

Казак:

Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти.

Казак - не сословие, а состояние души - говорят на Кубани. Главные добродетели - честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед - дело чести.

В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив: на ходу, скоро ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага.

Но чем казак силен и крепок?

Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем. Сильнее этой дружбы на всем свете дружбы нет.

1. Игра «Конники»

Игра проводится как эстафета. По свистку «атамана» «конники» наперегонки направляются к плетню, на котором висит шапка. На пути конников – препятствия: - прыгать в круги (кочки)

- пробежать по ребристой доске (мостик)

- оббежать вокруг ориентира (конус с флажком)

Победит тот, кто первым возьмет шапку.

Казак:

Казак также способен не один день пролежать вместе с конем в кустах, в камышах, не скучая, не теряя бодрости, и зорко следить за врагом.

Но он и без коня скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник. Глядит смело, открыто: глаза смеются, а на лице бойкая, но очень добрая улыбка.

2. Игра–эстафета – «Пластуны»

Дети каждой команды строятся в колонну. Первый ребенок в колонне по-пластунски ползет вперед. На его пути стоят две дуги, к которым привязан колокольчики. Добравшись до ориентира, ребенок встает, оббегает ориентир, бегом возвращается назад. Игра заканчивается, когда все участники проползут под дугами

Казачка:

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебира -

лись всей семьей в поле.

3. Игра «Капуста»

Рисуется круг - это огород. На середину его играющие складывают свои кубанки, басочки (широкие оборки, пришиваемые по линии пояса к лифу платья или кофте, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с «капустой». Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу –

Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.

Казачка:

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. Любили казаки пословицы и поговорки, есть в них свои особенности.

4. Игра «Трещотки».

Соревнуются две группы (группа мальчиков и группа девочек). Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу - две скороговорки. Участники должны по одному, не ошибаясь, произнести по скороговорке. Тот, кто ошибается, выбывает. Побеждает та гриппа, которая «переговорит» соперников.

Примеры скороговорок

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку

• Шапкой Саша шишки сшиб

Казак:

Главным развлечением казаков была стрельба из лука или ружья. На праздники устраивались скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку.

5. Игра «Кубанка»

Игроки образуют круг. На голове играющих - через одного - кубанки. Как только зазвучит музыка, шапку следует быстро снять и надеть на голову соседа. Музыка останавливается - игра прекращается. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Казачка:

Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас. Разговорная кубанская речь соединила в себе два языка: русский и украинский. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки, на русском или на украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем, на кубанском». По-украински «говорить»«балакать». Вот и стали кубанский говор из-за большого количества украинских слов называть «кубанской балачкой».

6. Игра «Пословицы»

Один ребенок проговаривает кубанскую пословицу. Другие дети должны вспомнить такую же по содержанию, но уже русскую пословицу.

Богато будешь знать, рано состаришься. (Много будешь знать, скоро состаришься)

Ни Богу свичка, ни чорту кочерга. Ни посла ни осла. (Ни то ни сё. Ни рыба ни мясо)

Обое рябое. (Два сапога пара) .

У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки. (У страха глаза велики.)

Вик жыви- вик учись, а дураком умрешь. (Век живи – век учись)

Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят. (Лес рубят – щепки летят.)

Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает.)

Много языком робыть – без гроша в кармане быть. (Много болтать – без денег быть).

Казак:

В каждом доме в малой хате находились печь. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия. (казачка держит на рушнике хлеб)

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

7. Игра – «Мельница»

Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится под кубанскую музыку. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай.

И в мешочки набивай!

Крутись, крутись жернов!

Съеден хлеб наш черный.

Съеден белый хлебик.

Мели новый мельник!

Как только музыка останавливается, все должны замереть и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

Казачка:

Ребята! Сегодня мы познакомились с жизнью, бытом, с культурой казаков. Мы играли в интересные кубанские игры. Какие вы запомнили? Какие игры вам понравились? Так же мы услышали «кубанскую балачку».

В заключении нашего развлечения послушайте кубанские народные песни.

До новых встреч!

Составили и провели творческая группа:

Учитель-логопед Харун Е. Е

Физ. Инструктор Ананич С. Ю

Муз. Руководитель Захарова О.

Муз. Руководитель Малыш Ю. С.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

План музыкальных развлечений и праздников в младшей группе Первая младшая группа Месяц проведения Тема, форма мероприятия Программное содержание Сентябрь «В гостях у игрушек»развлечение Вызывать.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Физкультурно-логопедическое развлечение в старшей группе «Краснодар, мой край родной»
Опубликовано: 7 июня 2013 в 20:20
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...