Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

наталия строкова
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников сократилось в 5 раз и около 10% среди детей, поступающих в школу, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.

В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным становится личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Основной целью детского сада является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одной из важнейших целей работы педагогов в детском саду по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников. Основными задачами физкультурно- оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Реализация задачи физкультурно- оздоровительного блока предполагает:

-создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.

-медицинский контроль и профилактику заболеваемости.

-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс.

-обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка.

-специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе сюжетной игры, подвижной игры, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз,развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями,воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации, необходимой для становления навыков письма.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения:

-сжимать резиновую грушу или теннисный мяч;

-разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

-отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки

ладонь-ребро (одной и двумя руками);

-поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;

-воспроизводить различные движения правой и левой руки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических,так и речевых).

Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

У детей с речевыми нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируется не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде,чем предложить детям подвижную игру педагог должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях,которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают,поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Таким образом выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.

Литература:

1. Борякова Н. Ю. ,Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.

М.:В. Секачев,ИОИ,66с. ,2004г.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста:Кн. для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение, 1991г.

3. Соченова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет. Детство-Пресс 2012 .

4. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н. М. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов Москва АСАDEMА 2000

5. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.:1976г.

6. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду М.: 1974г.

Публикации по теме:

Презентация «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу» Значение здоровья в жизни детей и взрослых. Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Опубликовано: 9 января 2014 в 22:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...