Физкультурно-оздоровительные уголки в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Галина Столбова
Физкультурно-оздоровительные уголки в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста

В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка.

С момента освоения основных движений (самостоятельно садится и встает, ползает, перелезает, переступает, ходит) огромное значение приобретают специальные пособия, предназначенные для развития двигательной сферы детей: горки, лесенки, трибунки, ящики, валики, мячи, шары и т. п. Эти пособия используются не только для целенаправленной работы по развитию движений детей в организованных взрослым занятиях — они постоянно находятся в пользовании детей во время их самостоятельной деятельности. Правильно подобранные физкультурные пособия в сочетании с игровыми и бытовыми предметами в окружающей ребенка среде стимулируют и обогащают его двигательную деятельность, позволяют многократно повторять различные движения, упражняться в разнообразных действиях, благодаря чему происходит развитие и совершенствование движений, дети приобретают уверенность и самостоятельность.

Двигательное развитие детей младшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. Физическая активность по достижению цели действия, например с мячом, на гимнастической скамейке, при езде на велосипеде, ходьбе на лыжах или любая другая определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физического напряжения, предметных препятствий и т. д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т. п.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.

В работе с маленькими детьми используют приемы, побуждающие ребенка подражать взрослому и выполнять упражнения вместе с ним.

Для развития движений применяются разнообразные игры, физические упражнения, танцевальные движения. При объяснении двигательных заданий используются специальные приемы: показ, пояснение, побуждающие и сопровождающие действия, образный рассказ; осуществляется помощь, подбадривание, похвала, поддерживается чувство удовольствия и уверенности детей в себе. Поощряется доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.

Постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости; совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер.

Применение предметов спортивно-игрового оборудования позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делают их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными.

Добротное, красочное, удобно расположенное физкультурное оборудование привлекает внимание детей, радует их глаз, вызывает желание заниматься, пользоваться этими красивыми предметами. Движения, выполняемые детьми с такими пособиями, доставляют им удовольствие, радость, создают приподнятое настроение и в немалой мере способствуют их эстетическому воспитанию.

Минимальный набор физкультурно-игрового оборудования необходимо иметь в групповых комнатах. Особенно это важно для детей раннего и младше-го дошкольного возраста. Размещение различных пособий в непосредственной близости позволяет маленьким детям повседневно пользоваться ими, упражняться в различных движениях при постоянном наблюдении воспитателя. В группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются: горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, 2-3 пролета гимнастической стенки. Здесь же целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, душ, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр. Хороши для малышей мягкие предметы — различные модули, валики, сегменты, кубы, диски и особенно важны всевозможные игрушки-двигатели — каталки, коляски, машинки, тележки и т. п.

Благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями, различными играми, самостоятельной деятельности детей с использованием целого комплекса пособий у них вырабатывается привычка к постоянным занятиям физической культурой, с раннего возраста закладываются основы здорового образа жизни.

Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять физкультурное упражнение для «поддержания здоровья» и совсем другое - помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Рисование
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительные уголки в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2014 в 07:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности.
Учитывая, что в утреннее время у детей была спокойная деятельность, решила провести подвижную игру более подвижного характера. Цель: Стимулирование...
«Цветные льдинки»
Зима – время чудес и интересных открытий. Это самое время, чтобы заняться экспериментами со льдом. Для того, чтобы этот процесс сделать ещё интереснее я с...
Мастер-класс «Новая жизнь — старой зимней шапки».
Уважаемые коллеги предоставляю вашему вниманию мастер-класс по оформлению жестяных банок для хранения ручек, карандашей, линеек и прочей канцелярии. Так...
Видео выступления детей на фестивале. Песня «Паровозик детства»
Видео выступления детей на фестивале. Песня "Паровозик детства" Дорогие друзья! Спасибо большое всем за добрые отзывы на мои публикации! Чтобы у вас не...
Мои впечатления о сакральной Праге.
Прага стоит на живописных холмах и утопает в зелени и буйстве красок садов, парков. В любое время года город красив и манит особой магией. Трудно остаться...