Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

Елена Опёнкова
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости.

Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.»

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

В МБДОУ «Трофимовский детский сад» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций родного края. Но комплексного. Системного подхода и программной формы организации работы духовно-нравственного воспитания детей не имеется. И первым шагом является предложенный проект:

«Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста».

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

(Вадим Шафнер)

Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Трофимовский детский сад» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Коллектив МБДОУ сотрудничает с культурным центром села Трофимово. Воспитатели, помощники воспитателей, родители активные участники хора и фольклорной группы «Родные напевы». И этот мощный двигатель – музыкальный фольклор я решила направить в русло развития личности ребёнка- дошкольника. Музыкальный фольклор имеет огромное,

ни чем не заменимое, воздействие на всестороннее развитие личности.

Через фольклор происходит:

Актуальность и значимость музыкального развития:

1) формирование эмоциональной сферы;

2) интеллектуальное развитие;

3) развитие духовно-нравственных качеств;

4) активизируется творческий потенциал;

5) развиваются музыкальные способности.

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало года (прилагается).

Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга:

1) у детей частично сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору, к русским народным праздникам, традициям.

2) у детей недостаточно развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству и всему музыкальному фольклору.

3) у 30% детей старшего возраста завышена самооценка своих поступков: дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

Была утеряна связующая нить развития личности ребёнка, которая должна проникать во все виды музыкальной деятельности и способствовать становлению его мировоззрения. Личность ребёнка должна быть разносторонне развитой, раскрепощённой, инициативной, осознающей смысл жизни и её главные ценности – любовь к человеку, к русским народным песням, пляскам, хороводам, к окружающему миру, природе, самому себе, которые ребёнок может приобрести, на мой взгляд, через музыкальный фольклор. Здесь нужен творческий подход – это пробуждает творческий потенциал личности ребёнка (креативность) в музыкальной деятельности.

Отсюда вытекает главная цель:

Музыкальный фольклор

Цель: развить творческую личность ребёнка через музыкальный фольклор, углубляя знания о русской народной культуре.

Задачи:

1) развить художественно-творческие способности детей, интегративные качества, формировать творческую индивидуальность;

2) развить стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;

3) содействовать созданию коллектива, атмосферы творческого сотрудничества, уважению к окружающим.

Музыкальное образование в МБДОУ «Трофимовский детский сад»

строится на базе программы «Камертон» Э. П. Костиной.

Используются парциальные программы:

Музыкальные шедевры - О. П. Радынова.

Ритмическая мозаика - А. И. Буренина.

«Топ-хлоп, малыши» - Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.

Мой родной дом- Э. П. Костина, Н. И. Кочнева, А. И. Громова, Л. А. Семикова.

Приобщение к истокам русской народной культуры – М. Д. Маханева,

О. Л. Князева.

Развитие музыкального образования детей в ДОУ происходит в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Регламентированная деятельность включает в себя Н. О. Д., праздники, развлечения и другие занятия с использованием музыки. Нерегламентированная деятельность подразделяется на совместную с воспитателем и самостоятельную детскую музыкальную деятельность.

Формы организации и самоорганизации

музыкальной деятельности в ДОУ.

Формы

Регламентированные Нерегламентированные

Для всех детей По способностям Совместная Самостоятельная

и интересам деятельность деятельность

Н. О. Д. Студии,

кружки

Развлечения

Праздники

Другие

Занятия

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора должно проходить через систему организованной деятельности. По моему мнению, формой организованной деятельности должен стать музыкально- фольклорный кружок «Ручеёк». Мною разработана программа музыкально- фольклорного кружка. Программа кружка призвана помочь каждому ребёнку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве, развить интересы и музыкальные способности детей.

Программа музыкально- фольклорного кружка

Цель:

Развитие творческих, артистических, музыкальных способностей детей через музыкально- фольклорную деятельность.

Направление реализации цели.

Эту цель реализую посредством:

1) созданием творческой атмосферы;

2) развитием музыкальных способностей;

3) развитием стремлений детей расширять и совершенствовать свои знания и умения;

4) формированием познавательных интересов, любознательности;

5) пробуждением в детях яркой картины музыкального фольклора, сочувствия, сопереживания;

6) последовательности знакомства детей со всеми видами музыкального фольклора;

7) совершенствования артистических навыков детей.

Результативности в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно- развивающей среды, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно, естественно. Музыкальная, предметно-развивающая среда пополнилась семейными альбомами и народными музыкальными инструментами, которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.

Музыкальный фольклор в кружковой работе проходит через следующие этапы.

Этапы

1. НОД:

1) слушание произведений музыкального фольклора;

2) музыкально-дидактические игры;

3) пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и без

музыкального сопровождения, исполнение русских

народных плясок;

4) обучение игре на музыкальных инструментах;

5) игры-хороводы, народные музыкальные игры,

театрализованная деятельность;

6) дидактические сказки на основе музыкального фольклора;

7) продуктивное детское музыкальное творчество.

2. Праздники и развлечения:

1) творческие вечера, семейные вечера;

2) концерты;

3) обрядовые праздники;

4) посиделки, вечера «бабушкины посиделки»;

5) встречи в Русской избе.

Связь с образовательными областями.

1. Познавательная деятельность: сказки, былины, предметы быта.

2. Изобразительная деятельность: росписи музыкальных инструментов.

3. Игровая деятельность: театрализованные игры, народные игры.

4. Физическая деятельность: народное творчество на занятиях, досугах.

5. Конструктивная деятельность: изготовление мягкой игрушки.

6. Трудовая деятельность: вышивание, аппликация.

Условия реализации программы.

Работа в музыкально- фольклорном кружке «Ручеёк» проходит в форме

групповых и индивидуальных занятий. Для наилучшего усвоения детьми тех знаний и умений, которые предусмотрены в программе, занятия строятся на следующих принципах:

- принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений;

- принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач

программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого

ребёнка;

- принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог

больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и

самостоятельности;

- принцип сбалансированности задач базового и дополнительного обучения;

- принцип сотрудничества с родителями и социумом.

Риски проекта и способы их преодоления.

1. Изменение состава педагогических кадров в МБДОУ, не достаточная

компетентность молодых педагогов.

Риск может быть смягчён за счёт:

- работы творческих групп;

- консультаций музыкального руководителя для воспитателей.

2. Пассивная позиция педагогов.

Риск может быть смягчён за счёт:

- организации индивидуального и группового консультирования.

3. Отсутствие у родителей знаний о духовно-нравственном воспитании,

о народном творчестве:

- работа родительского лектория;

- просмотр народных праздников.

Результаты проведённой работы.

Цель - сопоставить результаты обследования на основе сопоставления данных, сделать выводы об эффективности проделанной работы.

Задачи:

1. Выявить динамику развития творческих способностей средствами

музыкально- фольклорной деятельности.

2. Определить эффективность использования музыкально- фольклорной

деятельности для развития творческих способностей.

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на конец года (прилагается).

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало и конец года (прилагается).

Выводы:

Цель, поставленная в начале работы, достигнута:

1. Ребёнок владеет определённым уровнем знаний

о русском музыкальном фольклоре.

2. Развиты художественно-творческие способности,

интегративные качества.

3. Сформировано осознанное отношение к Родине,

традициям края.

4. Развит вкус к русской песне, к танцу, к красоте

родной природы.

5. Управляет своим поведением.

Публикации по теме:

Круглый стол для старших воспитателей. «Интегрированный подход в реализации задач патриотического воспитания дошкольников» Цель круглого стола - выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 13:32
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...