Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников. В помощь молодым воспитателям и родителям

Елена Кольб
Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников. В помощь молодым воспитателям и родителям

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших дошкольников.

В помощь молодым воспитателям и родителям.

Цель:Посредством УНТ развивать у детей эстетический вкус,нравственность,патриотизм.

Фольклор,по словам Калугина В. "есть педагогический опыт,уже накопленный веками,сбережённый каждым народом как одно из самых величайших духовных своих богатств".Действительно,Фольклор-это целая педагогическая система,в которой заложены все необходимые формы развития речи,музыкальных способностей,образного мышления,трудовых навыков,эстетических и нравственных идеалов. Всё это облачено еще и в художественную форму,где простым и доступным языком повествуется о добре и зле,о правде,храбрости,трудолюбии. Знакомя детей с поговорками,пословицами,сказками,мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Благодаря фольклору,ребёнок легче входит в окружающий мир,усваивает представления о красоте и добре,учиться сопереживать и сочувствовать,впитывает то,что является духовным наследием народа. И чем младше ребёнок,тем естественнее и легче усваивается материал. Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен,пестушек и потешек. Древнерусское слово"баять" означает не только "говорить",но и "заговаривать".Колыбельные песни-это обереги,основанные на магической силе слова и музыки,на их способности успокоить,уберечь. У 3-4летних детей нервная система очень неустойчивая,дети легко перевозбуждаются. В своей работе я часто использую прослушивание колыбельных песен перед сном,для создания определённой атмосферы,а также иногда и во время сна включаю эти песенки,создавая очень тихий музыкальный фон. Деткам очень нравятся не только русские народные колыбельные,но и песни других народностей:белорусские,украинские,даже неаполитанские. Все они очень напевные,нежные.

Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников. В помощь молодым воспитателям и родителям

В основе многих ритмических и пальчиковых гимнастик лежат русские народные игры-припевочки,потешки:"Потягушечки,подрастушечки","Ладушки","Сорока-Белобока"и др. -всё это великолепный материал еще и для развития координации движения у детей,развития речи. Недаром скороговорки называют"народной логопедией".С удовольствием детки обыгрывают всевозможные потешки"Идёт коза рогатая","Заинька,попляши!".Разве не является это первыми предпосылками детского театра?Нравственное воспитание у детей формируется и за счёт регулярного прочтения народных сказок,а ёще больше малыши любят смотреть эти сказки на фланелеграфе,или с использованием различных видов театра.

Почти все детские сказки основаны на нравоучении,но сказочный дидактизм здесь выражен без назойливой морализации,ненавязчиво. Смысл сказок очень прост:нельзя одному выходить на улицу,может подстерегать опасность("Кот,лиса,петух",нужно быть терпеливым (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

Пословицы и поговорки -сокровищница народной мудрости,неписаные законы жизни. Их уместно употреблять там,где назревает подходящая ситуация.

У фольклора есть и еще одно замечательное качество. Он помогает установить добрые,доверительные отношения между воспитателем и ребёнком,наладить эмоциональный контакт. Знание и использование произведений УНТ окрашивает речь взрослого,делает её образной,яркой,интересной,что несомненно привлекает внимание детей. Под текст всевозможных потешек малыши с удовольствием умываются,засыпают,обедают. Жизнь ребёнка наполняется новыми красками.

h4]Для написания статьи была использована следующая литература:[/h4]

"Гуси-лебеди. Фольклор для детей. "-М. ,1990

"Использование фольклора в развитии дошкольника"-С. -П. -2013

Публикации по теме:

Духовно — нравственное воспитание посредством сказки. Из опыта работыДуховно — нравственное воспитание посредством сказки. Из опыта работы В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников. В помощь молодым воспитателям и родителям
Опубликовано: 11 января 2014 в 21:12
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....