«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

Ольга Кобякина
«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

Посиделки у бабушки Варварушки.

Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и

обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских

народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальнойкультуре и быту.

Задачи:

Основная образовательная область.

Познание

- повышать уровень развития детей

- формировать интерес к русской культуре и быту.

- закрепить знания о русских фольклорных традициях и обрядах.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.

- активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки,

рукоделие, настольник, заклички.

Социализация

- воспитывать нравственные и духовные качества детей.

- прививать любовь к традициям русского народа.

Музыка

- развивать способности детей игры на детских музыкальных шумовых

инструментах (бубен, деревянные ложки, рубель)

- формировать музыкальную культуру на основе народной музыки.

Физическая культура

- продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных

играх

Предполагаемый результат: дети могут рассказать о традициях

русского народа, о предметах быта, рукоделиях.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, отгадывание загадок, беседа, игра на детских музыкальных

шумовых инструментах

Предварительная работа: разучивание русских народных игр,

заучивание закличек, отгадывание загадок, разучивание хороводов,

беседы о традициях и быте русского народа.

Материал: атрибуты старины (платки, ложки, шапки, пояса, рубашки, рушник, салфетки, палочки для игры, картинки для отгадывания загадок, шумовые инструменты, ростовая кукла Варварушка, деревце для обряда, ленточки.

Ход мероприятия

Воспитатель приносит в группу письмо.

Воспитатель.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает, от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь,

Ведь у бабушки, у Варварушки

сегодня посиделки (читает)

«Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка Варварушка».

Отправимся мы ребята с вами в дали дальние. Но не в тридевятое царство,

а в путешествие во времени. Отправимся мы в древние времена и узнаем, как жили поживали наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда малыми детками были, как вы сейчас. Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь дорогу!

Дети надевают на себя атрибуты старины, закрывают глаза, кружатся

и произносят слова: «Кручусь, верчусь в древние времена возвращусь.»

В это время воспитатель надевает на себя ростовую куклу Варварушку

и встречает детей.

Бабушка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Я бабушка Варварушка. А вы мои гости дорогие. Знаю я много сказок-присказок, шуток-прибауток, загадок да игр разных. Хочу с вами поделиться. Приглашаю вас на лужок, да устроим там посиделочки.

Бабушка: Ребята, а кто мне скажет, что такое посиделки? (ответы детей)

Бабушка: Верно, это когда люди собирались да веселились: песни пели, плясали, в игры играли, обряды затевали, сказки сказывали, мудрёны

загадки разгадывали, вы ребята умеете загадки разгадывать? Ах, какие молодцы! А мои мудрёные загадки попробуйте разгадать. Сначала,

попроще загадаю. Отгадки хором говорите.

Оля весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Оле. ножки

Давайте все ножками потопаем.! Молодцы

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашей Оле. ушки

Покажем где у нас ушки.

Оля ягодки берёт по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле. ручки

А теперь все ручками похлопаем.

Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Оле. зубки

Улыбнёмся по шире, чтоб все увидели

С простыми загадками вы справились, а теперь загадки посложнее. Они

хоть и мудрёны, а отгадки к ним простые.

Нос крючковат, сам пузат

Чайника старший брат….Самовар

Два брюшка, четыре ушка,

Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка

Штучка - одноручка,

сами не едим,

а людей кормим. Ложка

Молодцы, ребята все загадки отгадали!

А вы знаете, ребята, на посиделках играли на музыкальных

инструментах и мы с вами сейчас попробуем поиграть. Я вам раздам инструменты, а инструменты у нас не простые а старинные.

Под музыку Ах,вы сени мои сени дети стучат шумовыми инструментами

Какие вы молодцы! Ловко умеете играть.

А ещё, чтобы показать свою ловкость, играли в игру, которая

называется «Малечина-калечина».

Это старинная народная игра. Поставив палочку на палец или ладонь. Стараются держать её в равновесии и при этом произносят слова:

Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать (выходят дети и играют)

Варварушка: Посмотрите ребята, что тут у меня есть.

Достаёт из шкатулки салфетки с вышивкой, кружева, показывает

детям.

Ребята, а ещё на посиделках девушки красавицы занимались рукоделием, вязали, ткали, вышивали. А делали они всё это зимой. А почему всё это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много работы.

Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало у них всё время. А зимой такой работы не делали.

Варварушка: Посмотрите какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети: Настольник, её клали на стол

Варварушка: А как на Кубани называли полотенце?

Дети: Рушник.

Варварушка: Молодцы! На рушниках вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой. А использовали красный и чёрные цвета. Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Водили хоровод и пели заклички.

Радовались весне, играли в игры. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, повязывая загадывали желание.

Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый и

загадать своё желание, а потом украшенное дерево приносили туда, где

весну кликают. Давайте и мы с вами повяжем разноцветные ленточки и вместе позовем весну закличкой и поиграем в игру Кружева. (повязывают ленточки и становятся в круг)

Дети становятся кругом. Идя по кругу говорят закличку.

«Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким

С дождями, ливнями.

С хлебами обильными.

Вот мы и позвали к себе весну. А теперь поиграем.

Игра «Кружева».

Играющие выбирают двух водящих. Один - «челнок», другой - «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга

за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» - у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих

Варварушка: Какие вы ребята молодцы, что пришли ко мне в гости но

вам пора домой. А на дорожку я вам приготовила угощенье. (угощает).

Приходите ко мне ещё в гости, не забывайте меня.

А гостям я приготовила вот такие яркие и разноцветные,

как сама весна, ленточки, которые можно, загадав самое доброе

сокровенное желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно

обязательно исполнится.

Не забыли ребята как вы сюда попали? Нужно покружиться и сказать: «Кручусь верчусь в детский сад возвращусь» До свиданья, друзья!

(воспитатель снимает куклу и встречает детей)

Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам путешествие? Что нового

вы узнали? (рассказы детей). Молодцы. А теперь пойдёмте собираться

на улицу.

Публикации по теме:

Русские обряды и традицииРусские обряды и традиции Смастерив с ребятами такой макет, можно многое рассказать о русских традициях и обрядах. Например, в какой части избы было принято ставить.

Русская избаРусская изба Занятие проходило в рамках темы Народное творчество с использованием фольклора, русских народных игр. Предварительная работа в теме была.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе
Опубликовано: 25 января 2014 в 15:15
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...