«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

Ольга Кобякина
«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе

Посиделки у бабушки Варварушки.

Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и

обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских

народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальнойкультуре и быту.

Задачи:

Основная образовательная область.

Познание

- повышать уровень развития детей

- формировать интерес к русской культуре и быту.

- закрепить знания о русских фольклорных традициях и обрядах.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.

- активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки,

рукоделие, настольник, заклички.

Социализация

- воспитывать нравственные и духовные качества детей.

- прививать любовь к традициям русского народа.

Музыка

- развивать способности детей игры на детских музыкальных шумовых

инструментах (бубен, деревянные ложки, рубель)

- формировать музыкальную культуру на основе народной музыки.

Физическая культура

- продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных

играх

Предполагаемый результат: дети могут рассказать о традициях

русского народа, о предметах быта, рукоделиях.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, отгадывание загадок, беседа, игра на детских музыкальных

шумовых инструментах

Предварительная работа: разучивание русских народных игр,

заучивание закличек, отгадывание загадок, разучивание хороводов,

беседы о традициях и быте русского народа.

Материал: атрибуты старины (платки, ложки, шапки, пояса, рубашки, рушник, салфетки, палочки для игры, картинки для отгадывания загадок, шумовые инструменты, ростовая кукла Варварушка, деревце для обряда, ленточки.

Ход мероприятия

Воспитатель приносит в группу письмо.

Воспитатель.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает, от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь,

Ведь у бабушки, у Варварушки

сегодня посиделки (читает)

«Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка Варварушка».

Отправимся мы ребята с вами в дали дальние. Но не в тридевятое царство,

а в путешествие во времени. Отправимся мы в древние времена и узнаем, как жили поживали наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда малыми детками были, как вы сейчас. Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь дорогу!

Дети надевают на себя атрибуты старины, закрывают глаза, кружатся

и произносят слова: «Кручусь, верчусь в древние времена возвращусь.»

В это время воспитатель надевает на себя ростовую куклу Варварушку

и встречает детей.

Бабушка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Я бабушка Варварушка. А вы мои гости дорогие. Знаю я много сказок-присказок, шуток-прибауток, загадок да игр разных. Хочу с вами поделиться. Приглашаю вас на лужок, да устроим там посиделочки.

Бабушка: Ребята, а кто мне скажет, что такое посиделки? (ответы детей)

Бабушка: Верно, это когда люди собирались да веселились: песни пели, плясали, в игры играли, обряды затевали, сказки сказывали, мудрёны

загадки разгадывали, вы ребята умеете загадки разгадывать? Ах, какие молодцы! А мои мудрёные загадки попробуйте разгадать. Сначала,

попроще загадаю. Отгадки хором говорите.

Оля весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Оле. ножки

Давайте все ножками потопаем.! Молодцы

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашей Оле. ушки

Покажем где у нас ушки.

Оля ягодки берёт по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле. ручки

А теперь все ручками похлопаем.

Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Оле. зубки

Улыбнёмся по шире, чтоб все увидели

С простыми загадками вы справились, а теперь загадки посложнее. Они

хоть и мудрёны, а отгадки к ним простые.

Нос крючковат, сам пузат

Чайника старший брат….Самовар

Два брюшка, четыре ушка,

Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка

Штучка - одноручка,

сами не едим,

а людей кормим. Ложка

Молодцы, ребята все загадки отгадали!

А вы знаете, ребята, на посиделках играли на музыкальных

инструментах и мы с вами сейчас попробуем поиграть. Я вам раздам инструменты, а инструменты у нас не простые а старинные.

Под музыку Ах,вы сени мои сени дети стучат шумовыми инструментами

Какие вы молодцы! Ловко умеете играть.

А ещё, чтобы показать свою ловкость, играли в игру, которая

называется «Малечина-калечина».

Это старинная народная игра. Поставив палочку на палец или ладонь. Стараются держать её в равновесии и при этом произносят слова:

Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать (выходят дети и играют)

Варварушка: Посмотрите ребята, что тут у меня есть.

Достаёт из шкатулки салфетки с вышивкой, кружева, показывает

детям.

Ребята, а ещё на посиделках девушки красавицы занимались рукоделием, вязали, ткали, вышивали. А делали они всё это зимой. А почему всё это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много работы.

Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало у них всё время. А зимой такой работы не делали.

Варварушка: Посмотрите какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети: Настольник, её клали на стол

Варварушка: А как на Кубани называли полотенце?

Дети: Рушник.

Варварушка: Молодцы! На рушниках вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой. А использовали красный и чёрные цвета. Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Водили хоровод и пели заклички.

Радовались весне, играли в игры. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, повязывая загадывали желание.

Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый и

загадать своё желание, а потом украшенное дерево приносили туда, где

весну кликают. Давайте и мы с вами повяжем разноцветные ленточки и вместе позовем весну закличкой и поиграем в игру Кружева. (повязывают ленточки и становятся в круг)

Дети становятся кругом. Идя по кругу говорят закличку.

«Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким

С дождями, ливнями.

С хлебами обильными.

Вот мы и позвали к себе весну. А теперь поиграем.

Игра «Кружева».

Играющие выбирают двух водящих. Один - «челнок», другой - «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга

за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» - у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих

Варварушка: Какие вы ребята молодцы, что пришли ко мне в гости но

вам пора домой. А на дорожку я вам приготовила угощенье. (угощает).

Приходите ко мне ещё в гости, не забывайте меня.

А гостям я приготовила вот такие яркие и разноцветные,

как сама весна, ленточки, которые можно, загадав самое доброе

сокровенное желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно

обязательно исполнится.

Не забыли ребята как вы сюда попали? Нужно покружиться и сказать: «Кручусь верчусь в детский сад возвращусь» До свиданья, друзья!

(воспитатель снимает куклу и встречает детей)

Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам путешествие? Что нового

вы узнали? (рассказы детей). Молодцы. А теперь пойдёмте собираться

на улицу.

Публикации по теме:

Русские обряды и традицииРусские обряды и традиции Смастерив с ребятами такой макет, можно многое рассказать о русских традициях и обрядах. Например, в какой части избы было принято ставить.

Русская избаРусская изба Занятие проходило в рамках темы Народное творчество с использованием фольклора, русских народных игр. Предварительная работа в теме была.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе
Опубликовано: 25 января 2014 в 15:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Торжественная линейка 1 сентября.
Ведущий1: Сегодня в детском саду праздник! И слово предоставляется заместителю заведующего нашего садика Иванкиной Марии Анатольевне. Слово Марии...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...