Получи документы

Фольклорные жанры в работе с детьми

Асемгуль Мукашева
Фольклорные жанры в работе с детьми

Фольклорные жанры в работе с детьми

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Публикация «Фольклорные жанры в работе с детьми» размещена в разделах

Овладение детей речью средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

При изучения с детьми фольклора, я ставлю перед собой задачи:

• прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;

• воспитывать у детей самостоятельность;

• умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность.

Принципы, на которые я опираюсь при работе с фольклором :

• Подбор материала, согласно возрастным особенностям детей

• связь с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.

• активное включение детей в повседневную деятельность.

• Использовать по максимуму развивающий потенциал фольклорных форм

Этапы знакомства детей с устным народным творчеством

1. Знакомство малыша с фольклором должно начинаться с песенок, потешек, игрового фольклора, прибаутки(«Наши уточки с утра…», «Чики, чики, чикалочки»);

2. Отрывки из лирических, обрядовых, хородовых песен(«Ты умница, разумница», «Ладушки», «Ты трава ли моя, травушка…»);

3. Сказки с простым содержанием и формой («Курочка Ряба», «Репка»);

4. Сказки с острым захватывающим сюжето («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»);

5. Рассказывание сказок с использованием присказки и концовки.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") Голосянки полезное физическое упражнение- развивает лёгкие.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках;

- на гимнастиках;

- в похвале или порицании;

- перед сном;

- в работе с родителями

Я считаю, что помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Хотелось бы предложить некоторые жанры фольклора, которые использую в работе с детьми

Молчанки для детей

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

* * *

Летели три утки,

Молчи три минутки!

* * *

Говорилка, говори,

Язычок не оторви!

Прижми язычок,

Рот закрой на крючок!

Кто не сможет замолчать,

С тем не будем мы играть!

* * *

Ты рыбак, и я рыбак.

Ловись, рыбка! Ловись, рак!

Тихо! Тишина! Молчок!

Кто слово скажет - тот червячок!

Скороговорки

* * *

Шла мышка, нашла шишку,

высушила, вышелушила, скушала!

* * *

Поговорка, поговорка

Поселилась у Егорки,

У Егорки на задворках

Поселилась поговорка!

* * *

Мыла Мила мылом пол,

Половину не домыла,

Мила мыло уронила,

И вторую половину

Мила вымыла без мыла!

* * *

Паренек-хлебопек

Пек в печке пирог.

* * *

Смотри, смотри! Часы мои

Идут вот так: тик-так, тик-так!

Зародись такт: тик-так, тик-так,

И так: тик-так! И так: тик-так!

* * *

Водица, водица

Пригодится напиться,

Умыться, политься

Девицам на лица!

Загадки и дидактические игры

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др. :

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй - об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей" : первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Публикации по теме:

Оформление приёмной комнаты Хотелось бы поделиться своим оформлением приёмной комнаты. Во-первых - это визитная карточка группы. Во-вторых, часть времени ребёнок проводит.

Упражнения на мячахУпражнения на мячах Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность, его посещают дети с патологией речи (в частности, с общим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклорные жанры в работе с детьми
Опубликовано: 14 ноября 2012 в 09:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД