Получи документы

Фольклорный педагогический проект помини-музею «Русская изба» (с детьми дошкольного возраста)

Надежда Колупаева
Фольклорный педагогический проект помини-музею «Русская изба» (с детьми дошкольного возраста)

Воспитатель высшей кв. категории,

Носкова Ирина Владимировна.

Воспитатель без кв. категории,

Колупаева Надежда Валентиновна.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов, он не должен забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, о декоративно-прикладном искусстве, именно поэтому нами был создан групповой мини – музей: «Русская изба».

Публикация «Фольклорный педагогический проект помини-музею „Русская изба“ (с детьми дошкольного возраста)» размещена в разделах

Настоящий проект направлен на формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа, знакомство детей с предметами старины, традициями, народными праздниками и старинными обычаями.

Сегодня складываются, благоприятные условия для успеха проекта, есть база для отбора экспонатов, картотек игр, упражнений, растет интерес к данной теме. Усилие педагогов направлены на сбережение, сохранение этой культуры и достойны самой широкой поддержки.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ (например, «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС, «Детский – Дом радости», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др., которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

Актуальность мини – музея «Русская изба» для детей дошкольного возраста заключается в том, что она представляет возможность педагогам осуществлять не только групповую работу, но и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данный проект предусматривает совместное участие и взаимодействие с различными образовательными учреждениями: (детской музыкальной школой № 36, детской художественной школой № 2, МБДОУДО ДЮЦ г. Северодвинск, Северодвинским городским краеведческим музеем и между сотрудниками и детьми разных возрастных групп.

Воспитание на основе фольклора дает возможность приобщать ребенка к народной культуре, пробуждать у него чувство любви к своей Родине. Задача педагогов – передать детям знания, открыть им величайшие богатства культуры Северного края, прививать любовь, уважение к народным ценностям, развивать желание сохранить их.

Цель:

Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, познакомить детей с предметами старины, традициями, народными праздниками и старинными обычаями.

Задачи:

• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа.

• Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора.

• Познакомить детей с особенностями народного быта.

• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

• Познакомить детей с разными видами народного творчества.

• Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : информация из Интернета, информация от родителей воспитанников, обращение к специалистам и т. п., энциклопедии, народный фольклор, народные сказки.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы : иллюстрации, картинки, карточки, аудиокассеты, SD-R диски; экспонаты музея; предметы народного творчества, подбор материала устного народного творчества.

Основное содержание проекта.

№ Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Сентябрь Анкетирование для родителей: «Место фольклора в жизни ребенка». Анкетирование для родителей мини – музей «Русская изба». Обработка анкет родителей.

Консультация для родителей: «Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей». Обсуждение с детьми проекта и выбор названия мини – музея.

2. Октябрь Выбор места для оформления мини – музея. Подбор атрибутов. Изготовление предметов для мини – музея своими руками. Вводное занятие: «Знакомство с приобретенными экспонатами».

3. Ноябрь Изготовление коллективной композиции «Бочонки с медом для медвежат». Оформление мини – музея «Русская изба». Презентация мини – музея «Русская изба». Игровое занятие по знакомству с музейными предметами: «Назад в прошлое».

4. Декабрь Знакомство детей с предметами из дерева и бересты. Спортивно-фольклорное развлечение «Любимые игры дедушки Кузьмы». Экскурсия в мини – музей других групп дошкольного учреждения. Семейные посиделки «В преддверии Нового года».

5. Январь Знакомство детей с русской печью и русскими народными музыкальными инструментами. Проведение фольклорного праздника святки «Колядки». Выставка детских рисунков «Русская печка» (в группе).

6. Февраль Комплексное занятие: «Чашка, блюдце – это пара, чай вкуснее из самовара». Рисование и лепка матрешек. Выставка детских работ в группе. Беседа с детьми на тему : «Что такое масленичная неделя. Масленица пришла, блины принесла». Знакомство с народными традициями внутри семьи.

7. Март Знакомство детей с русскими народными праздниками, народными игрушками. Информация для родителей

«Любящая мать – душа семьи и украшение жизни» Папка – передвижка на тему: «Преимущество

натурального материала для детской одежды». Экскурсия в Северодвинский городской краеведческий музей «Русский северный дом».

8. Апрель Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством (хохломская, каргопольская, мезенская роспись). Экскурсия в ДХШ № 2 на выставку: «Хохломская игрушка». Изготовление папки – передвижки по теме: «Русские народные праздники».

9. Май Итоговая экскурсия по мини – музею «Русская изба» совместно с родителями воспитанников и детьми младших классов МБОУ СОШ № 22. Обобщение пройденного материала. Открытое занятие для родителей по мини – музею «Русская изба, всему голова». Пополнение музея новыми экспонатами.

Кадровое обеспечение проекта.

№ п/п Участники образовательного процесса Деятельность, полномочия Итоги работы

1. Заведующий МБДОУ №69 «Дюймовочка». Общее руководство проекта. Организация работы с партнерами.

2. Старший воспитатель МБДОУ №69 «Дюймовочка». Методическая поддержка по организации мини – музея. Проведение анкетирования для педагогов с целью выявления знаний об историческом прошлом. Подбор методической литературы.

Разработка анкетирования для педагогов ДОУ.

3. Педагоги ДОУ. Авторы идей и проекта. Идейные организаторы. Организация работы по разработке сценариев, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

4. Музыкальный руководитель. Методическая поддержка по организации и проведению праздников.

Создание музыкальной копилки. Разучивание песен, хороводов, элементы танцев; формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.

5. Родительский коллектив. Подготовительная работа к праздникам; информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации мероприятий, стендов;

Пополнение мини – музея предметами старины. Выбор творческой группы по организации мероприятия; выбор группы родителей по материальному обеспечению праздников;

видео и фотосъемка мероприятий;

активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении с детьми.

Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

№ п/п Образовательная область Содержание Задача

1 Физическая культура Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

2 Здоровье Беседа на тему: «История полотенца»; знакомство со старинными предметами личной гигиены. Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.

3 Безопасность Рассматривание иллюстраций о правилах соблюдения безопасного поведения; чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»;

составление рассказов о правилах использования предметов быта. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

4 Социализация С/р игра «Семья»; с/р игра «Экскурсия по музею»; составление описательных рассказов о национальном костюме; сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании; Экскурсия в музей (совместно с родителями); Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

5 Труд Беседа: «Профессии на Руси», рассматривание иллюстраций древних профессий; изготовление поделок к праздникам; постройка снежных фигур на улице, украшение участка к народным гуляньям. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

6 Познание Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды). Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

7 Коммуникация Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

8 Чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

9 Художественное творчество Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

10 Музыка Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

Срок реализации проекта :

- Долгосрочный (сентябрь – май).

Детский сад МБДОУ № 69

Детская «Дюймовочка" :

художественная - Костюмы

школа № 2: - Украшения зала к празднику

- Выставка детских работ: - Совместные праздники

«Что за дива как русская

матрешка красива»

- Знакомство с декоративно- Группа детского сада:

прикладным искусством - - Сбор материалов

- Художественная

Северодвинский литература

городской - Шитье рушника

краеведческий музей: - Шитье костюмов

- Экскурсия Русский

северный дом» ПАРТНЕРЫ

- Аудио экскурсия МБДОУДО ДЮЦ

«История поморского края г. Северодвинск:

с древнейших времен - Организация

до начала ХХ века» художественных выставок

Муниципальная - Организация выступлении

общеобразовательная на муниципальном

школа № 22: Детская уровне

- Проведение экскурсии для музыкальная школа

детей начальных классов № 36:

- Совместное проведение - Музыкально-познавательное

фольклорного праздника занятие

- Совместное проведение

фольклорного праздника

Основные этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта Месяц Основные мероприятия проекта Ответственные лица

Подготовительный этап.

Предполагает решение организационных вопросов, анализ литературы. Сентябрь Знакомство родителей с экспонатами музея. Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини – музей группы.

Обсуждение с детьми проекта и выбор названия мини – музея. Воспитатели,

родители,

дети.

Основной этап.

Предполагает реализацию задач с проведением всех запланированных мероприятий.

Октябрь Развитие интереса к культуре русского народа. Обычаи и традиции.

Подбор атрибутов, выбор места, изготовление предметов, оформление мини – музея, презентация. Заведующий МБДОУ №69 «Дюймовочка»,

воспитатели,

родители.

Ноябрь Знакомство с элементами русского народного костюма.

Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм». Заведующий МБДОУ №69 «Дюймовочка»,

воспитатели,

родители.

Декабрь Знакомство детей с предметами из дерева и бересты.

Проведение открытого спортивно-фольклорного развлечения «Любимые игры дедушки Кузьмы».

Знакомство с традициями народного быта.

Приберём избу к празднику (предметы быта).

Семейные посиделки «В преддверии Нового года». Выставка детского творчества

«Наша елка вся в игрушках…». Воспитатели,

родители,

физ. инструктор,

муз. руководитель,

дети.

Январь Знакомство детей с русской печью и русскими народными музыкальными инструментами. Проведение фольклорного праздника святки «Колядки». Беседа с детьми на тему : «Откуда к нам пришли варежки». Заведующий МБДОУ №69 «Дюймовочка»,

воспитатели,

муз. руководитель.

Февраль Рисование и лепка матрешек. Выставка детских работ. Знакомство с народными традициями внутри семьи. Воспитатели,

родители,

старший воспитатель МБДОУ № 69 «Дюймовочка».

Март Знакомство детей с русскими народными праздниками, народными игрушками.

Знакомство детей с русскими народными костюмами, народными играми.

Информация для родителей

«Любящая мать - душа семьи и украшение жизни». Заведующий МБДОУ №69 «Дюймовочка»,

воспитатели,

сотрудники Северодвинского городского краеведческого музея,

муз. руководитель.

Апрель Знакомство дошкольников с росписью (хохломская, каргопольская, мезенская). Просмотр иллюстраций и образцов. Воспитатели,

сотрудники ДХШ № 2.

Заключительный этап.

Предполагает анализ успешности, эффективности реализации. Май Итоговая экскурсия по мини-музею «Русская изба», совместно с родителями воспитанников и детьми младших классов МБОУ СОШ № 22. Обобщение пройденного материала.

Пополнение музея новыми экспонатами. Определяются перспективы дальнейшей работы. Воспитатели,

старший воспитатель МБДОУ № 69 «Дюймовочка»,

родители.

Достигнутые образовательные результаты и эффекты.

Создан мини – музей «Русская изба». Для создания музея велась большая предварительная работа. Самое главное работа с родителями, благодаря им, музей получился содержательным и богатым. Экспонаты в музей были привезены родителями даже из других областей (Каргопольской, Вологодской, Ярославской, село Емецк).

Так же использовалась художественная литература: методическое пособие Л. В. Зиновьева, Н. И. Захарова, Л. А. Макарова «Солнечные лучики», «Северное народное творчество» А. Иванова, «Работа с берестой» С. Смирновой, «Мини – музей в детском саду» С. Р. Николаевой. Родители вместе с ребенком создали экспозицию «Ночь перед Рождеством».

На основе наблюдения за детьми в повседневной деятельности, участии и активной позиции на занятиях, в беседах, играх, фольклорных праздниках можно сделать вывод, что после систематически проводимой работы по приобщению детей к истокам прошлого через мини – музей, дети научились:

Познакомились с терминами старины: изба, береста, роспись, люлька, туесок, валёк, рубель, плетешок и т. д. Благодаря этому дети понимают и используют данные слова в речи.

Приобрели знания о народных праздниках, играх и старинных обычаях.

Научились изображать предметы старины в изобразительном творчестве.

Расшили кругозор о предметах старины.

Сформировали интерес к устному народному творчеству.

Познакомили с материалом, из которого изготовлены экспонаты (глина, солома, береста и т. д.).

Таким образом, благодаря целенаправленной работе с детьми, эффективному использованию разнообразных форм, методов и приемов, созданию педагогических условий постепенно удалось решить те задачи, которые мы наметили.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном нами направлении, будет продолжена. Мини – музей «Русская изба» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные знания о прошлом.

Дальнейшее развитие проекта видим в усложнении целей, соответствующих возрасту и расширение задач. Внедрение в работу экспериментальной деятельности. Организация экскурсии, например: «В Малые карелы», «Соловки», «Сийский монастырь» с родителями и детьми. Выход с открытыми мероприятиями на неделе творчества. Публикация статьи «Русская изба» на сайте МБДОУ № 69 «Дюймовочка». Создание методического пособия старинных русских народных игр для работы с детьми дошкольного возраста «Вспомним забытые игры».

Список используемой литературы:

1. Арапова-Пискарева Н. А. Мой родной дом / Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004.

2. Зиновьева Л. В., Захарова Н. И., Воронина И. С. Музыкально-эстетическое развитие детей раннего возраста на основе фольклора / Методические рекомендации. – Северодвинск, 2006.

3. Зиновьева Л. В., Захарова Н. И., Макарова Л. А. Солнечные лучики. Программа приобщения детей раннего возраста к фольклору местного края. – Северодвинск, 2008.

4. Капица О. И. Детский быт и фольклор. Сборник / Под ред. О. И. Капица. – Л. : Изд-во Государственного Русского географического общества. 1930.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

7. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999.

8. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. - М., 2000.

9. Новоселова Л. С. «Развивающая предметная среда»

10. Разина Т. М. Русское народное творчество. - М., 1999.

11. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры». – М., 1988.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает»Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает» Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Педагогический проект «Детям дошкольного возраста о празднике Рождество Христово» Педагогический проект «Детям дошкольного возраста о празднике Рождество Христово».Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Педагогический проект «Русская матрёшка».Педагогический проект «Русская матрёшка». Педагогический проект «Русская матрёшка». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Проект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возрастаПроект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возраста Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорный педагогический проект помини-музею «Русская изба» (с детьми дошкольного возраста)
Опубликовано: 25 июня 2020 в 09:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД