Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы

Галина Клюкина
Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы

Дети входят с ведущей в зал, в руках у неё клубочек ниток.

Ведущая:

Вот и опять у нас с вами в гостях бабушкин клубочек. Любит он нас с вами по старинным дорожкам водить. По какой тропинке он нас поведёт сегодня, что интересного покажет? Слова-то волшебные вы не забыли?

Дети:

Ты катись, катись, клубочек, вейся ниточка.

Вейся ниточка, да не путайся.

Ниточка, вперёд беги, за собою нас веди.

Дети проходят в зал.

(Слайд №1).

Ведущая:

Куда это мы попали? Никак на деревенскую улицу?

(Слайд № 2)

Ребёнок:

Ах, улица, улица широкая! Как на улице, возле околицы, не тяжёл жемчуг рассыпается, чистым золотом разгорается - то хоровод велик собирается.

Ребёнок:

А на улице нашей сто братьев стоят

Все в один ряд, вместе связаны.

Ребёнок:

А река вокруг изб искрится, блестит, словно между гор бежит конь вороной.

Ребёнок:

А изба – то на улице – словно бычище, прокованы бочища!

Ведущая:

А улица – то у нас живая! (слышен шум деревенской улицы)

(Слайд № 3).

На заборе сидит царь в короне да со шпорами. Не сторож, а всех будит.

(кричит петух)

Ведущая:

Дети, а вы обратили внимание, что улица-то наша - осенняя?

Исполняется «Осень наступила» (С. Насауленко).

Ребёнок:

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравиться нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться

По душе нам твой пёстрый наряд.

(Слайд № 4)

Исполняется песня «Осенняя песня» (В. Алексеев).

Затем дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Много мудрых слов об осени сказано. Ну, а вы что о ней знаете?

Дети:

- Осенью и у кошки пиры.

- Осень идёт - за собой дожди ведёт.

- Холоден сентябрь, да сыт.

- Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.

Ведущая:

Люди лето провожали, а осенью каждый день как праздник встречали.

Исполняется «Танец с платками».

Ведущая:

Осенью день становится короче, птицы в тёплые края улетают,

Деревья багряный наряд одевают.

Исполняется упражнение с листочками под музыку «Вот и снова осень» (Ю. Верижников).

Ведущая:

В старину говорили: «Осенью серенькое утро – жди красного Денька.

Ребёнок:

Да, батюшка сентябрь не любит баловать.

Ведущая: (подходит к календарю)

С добром ли ты к нам, новый день, пришёл, с радостью? А ведь осенью каждый день к людям с чем – то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай собирали – так этот день и называли. Давайте вспомним, как этот день в народе называли? (показывает изображение луковицы на листке календаря)

(Слайд № 5).

Дети:

Луков день.

Ведущая:

А почему его так называли (лук собирали). Что с ним потом

Делали? Лучок – лук от семи недуг. А что вы о нём знаете?

Дети:

- Лук да баня – всё правят.

- Много одёжек на луковицах – быть зиме холодной.

- Лук – добро и в бою и во щах.

Ребёнок:

Раньше во время болезней лук на верёвочку нанизывали,

Да развешивали его в комнате,

Да привязывали на шею домашним животным,

чтоб не болели ни большие, ни маленькие.

Ведущая:

А в луков день повсеместно начинался торг репчатым луком.

И каждый свой лучок нахваливал.

Давайте я вам свой лук продам.

Но при условии, кто про него лучше скажет, тому он и достанется.

Дети:

- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает.

- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…

Дети (хором): … лук!

- Сидит Марфутка в четырёх шубах, кто её поцелует – тот и сморщится.

Ведущая:

Но давайте посмотрим следующий день календаря.

(там нарисованы колосья пшеницы

Что две недели зеленится, две недели колоситься,

Две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?

Дети:

Рожь.

(Слайд № 6).

Ведущая:

Вы знаете, как нелегко убирать хлеб с полей. А раньше и техники никакой не было, были у людей только руки – с той поры и стали говорить о них «золотые», потому что они всё умели, весь мир хлебом накормить могли.

(Слайд № 7).

Ребёнок:

Ох, хороша была нива, сто снопов уродила.

Сто снопов и снопочек – мне на веночек.

Хороша была нива, сто снопов уродила.

Жали её жнецы – вот эти молодцы,

Парни усатые, девчата косматые.

Жнецы всю рожь, пшеницу сжали,

По колосочку собрали, в снопы связали,

В скирды уложили. Славно хлебушку послужили.

Исполняется упражнение с колосьями.

Ребёнок:

- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

- Много хлеба в году уродилось – зима строгая будет.

Дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Давайте присядем, и я вам расскажу сказку. Мне моя бабушка рассказывала, а ей - её бабушка. Будто жил прежде такой человек – и не человек вроде. Лешим его называли. Смотришь на него – как будто знакомый. Но если приглянешься, то заметишь: глаза – то словно угли горят. И обувь перепутана: правый лапоть на левую ногу надет, а левый на - правую. Одежда наизнанку вывернута и почти всегда – красный кушак повязан.

(Слайд № 8).

Ребёнок:

А в наших краях, бабушка рассказывала, Леший жил пучеглазый, волосы на голове длинные, брови густые, борода зелёная, и только одно ухо – левое.

Ребёнок:

От проказ Лешего легко избавиться: нужно сесть на правую ногу, взяться за оба уха, помотать головой, три раза плюнуть, чтоб никто не видел. (Дети делают)

Ведущая:

Леший не только пугает, но нередко и помогает человеку.

Однажды заблудилась в лесу девочка – так Леший вывел её

Из леса прямо к дому, а в корзинку ещё и ягод лесных наложил.

Но это всё давно было…В наши времена уж не знаю, есть ли он.

Входит Леший.

Ведущая:

Ну, Леший, ты тут как тут. Наверно, подслушал, что мы о тебе говорили. Вот и явился. Леший, а ты у нас добрый или злой?

Леший:

Правда, правда, я за вами давно в щёлочку наблюдаю, да подслушиваю. Велиться вы умеете: хорошие, знать, люди. Я вот вам наказ хочу дать: любите не только землю, но и лес, он ведь живой. А я его стерегу! И если кто со злом в лес приходит – берегись! Добрым не буду! А вообще-то я не такой уж и злой, вы меня не бойтесь. А где же ваш необыкновенный календарь?

(открывает новый лист, на нём нарисованы грибы)

Пришёл Варфоломей – жито на меду вей, а пришёл Тит – последний гриб растит. Варфоломей с собой лето увёл, осень привёл.

Ведущая:

Что же это за Варфоломеев день, ты расскажи нам.

Леший:

Это самый богатый на грибы день. Все ко мне в этот день идут за грибами.

(Слайд № 9).

Ведущая:

Ах, Леший, люди так говорят – «гриб да огурец в животе не жилец.

Леший:

Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.

Дети:

- Говорил тебе, Илья: «Ты не ешь грибов, Илья!», не послушался и покушал – сам теперь вини себя!

- Волков бояться – в лес не ходить.

- Бояться волков – сидеть без грибков.

Проводится игра «Собери грибы с закрытыми глазами».

Дети выбирают водящего с помощью считалки:

«За дубами, за лугами шла деревня за грибами –

старушки – на волнушки, старички – на сморчки,

ребятки – на опятки».

Дети (Лешему):

А мы хотим тебе загадку загадать!

Весной зеленела, летом загорела,

А осенью кораллы красные надела! (Рябина).

(Леший отгадывает загадку)

Ведущая:

На календаре новый день – Рябинники. Почему он так называется?

Дети:

- В этот день люди срывают ягоды рябины и кистями вешали на крыше, а часть рябины оставляли на ветках дроздам – рябинникам, снегирям красным да всякой другой птице.

- Если в лесу много рябины –осень дождливая будет.

- В сентябре одна ягода, да и та горькая – рябина.

(Слайд № 10)

Исполняется песня «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова).

Дети дарят ягоды Лешему, чтобы он унёс их в лес птицам.

Ведущая (открывает новый лист календаря):

А вот этот день – Оспожники, именины осени, праздник урожая. Все овощи собраны, в погреба убраны, можно теперь и повеселиться. А праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай – тем продолжительнее праздник.

(Слайд № 11).

Исполняется русская народная пляска.

Ведущая:

А какой вы на своём огороде урожай собрали?

Дети:

- Мой урожай – картошка – хлебу присошка.

- Проще пареной репы ничего нету. Репу ели всякую: сырую, пареную, варёную.

Ведущая:

Знаю, знаю: раньше пекли пироги с репой, делали репный квас, и даже кашу из репы варили.

(Слайд № 12).

Ребёнок:

Матушка-репка уродилась крепко, не густа, не редка, да великого хвоста.

Ведущая:

А ещё про неё загадки придумывали, кто знает?

Дети:

- В землю крошки, а из земли – лепёшки.

- Круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок, а потянешь крепко – вытащится репка.

(Слайд № 13).

- А у меня капуста – первая барыня на деревне, голова большая, шея тонкая. У доброго человека на столе всегда пироги с капустой.

- Люди говорили, что без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

- А вот без моркови – как без воды – ни туды и не сюды.

- А у меня королева во всех борщах – свекла. Я её в землю ростком садила, а она меня вон каким добром одарила.

Дети складывают все овощи в корзину.

Ведущая:

Ох, и тяжела корзина! Богатый урожай собрали. В старину говорили: «Гостя накормишь, сам сыт будешь». А сегодня вы – наши гости. Угощайтесь, люди добрые.

(Слайд № 14).

Исполняется песня «Что нам осень принесёт» (В. Левина).

Ведущая:

Вот мы с вами и пожили по бабушкину календарю, побывали на деревенской улице. Узнали о том, как встречали раньше осень, как трудились, как верили в старинные предания и приметы. (берёт клубочек) Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка, да не путайся, ниточка вперёд беги, за собою нас веди.

Дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по рисованию фломастерами «Разноцветные клубочки» в младшей группе Задачи: - формировать умение различать полярные состояния игрового персонажа; - развивать проявления внимания и заботы к тем, кто рядом;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Давайте скажем: «Здравствуйте, дорогие гости!».

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 11 января 2014 в 19:05
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Шоу световых картин в гостях у дошколят. Фоторепортаж
Шоу световых картин в гостях у дошколят «Театр – место, где сбывается то, о чём зритель и не мечтает в своих снах. » ( ПЕТЕР ЦАДЕК) И это...
День милосердия и добра (фото-отчёт)
Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря . В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции, концерты,...
Новогоднее оформление окон.
Зимние узоры мне Зима рисует, И стекло оконное словно бы целует, От Зимы-девицы, каждый день подарок, Серебро рисунка, как луч солнца ярок. Все...
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...