Фонема «Щ»

Марина Брагина
Фонема «Щ»

Цели:

Образовательная: формирование и расширение семанического поля, развитие валентности слов.

Коррекционные:

1. Автоматизация звука»щ»в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики;

3. Развитие фонематического слуха и восриятия;

4. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «плащ»;

5. Развитие функции словоизменения4

6. Развитие связной речи.

-К нам пришёл Старичок «Звуковичок». Он очень любит выполнять артикуляционную зарядку вместе с тобой (артикуляционная зарядка).

Вспомни над каким звуком мы работали на прошлом занятии (Я учился говорить «щ».)

-Как располагаются органы артикуляции при этом звуке? (разбор артикуляции).

-Какой это звук? (характеристика звука).

Звуковичок пришёл не с пустыми руками. Он приготовил загадку:

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою.

Ну, Так что же я такое?

(Отвечает: «Плащ») (Картинка плаща).

-Как ты думаешь, почему он загадал загадку про плащ? (Потому что я учусь говорить «щ».)

-Плащ, ребята,- это лёгкое пальто.

-Почему, вы решили что это плащ?

-Разделите на слоги слово «плащ».

- Посчитайте, сколько звуков в слове «плащ».

-Назовите все звуки по порядку.

-Старичок «Звуковичок» привёл родственников слова «плащ». Как ты думаешь, как можно назвать маленький плащ? (Плащик) (картинка плащика).

-Как можно назвать огромный плащ? (Плащище) (картинка плащища).

- Как называется ткань, из которой шьют плащ? (Плащевая) (картинка рулона ткани).

- По-другому плащевую ткань называют «плащевая».

Вместе со старичком «Звуковичком» повторим названия картинок, длительно произнося звук «щ», не забывая о правильном положении губ: плащ, плащик, плащище, плащевая ткань, плащовка.

- Какая общая часть есть во всех словах? (Во всех словах есть общая часть "плащ").

Плащ, плащик, плащище, плащевая ткань, плащовка – это слова «родственники». Или по-другому «родственные слова». Они появились благодаря слову-корню "Плащ".

-Ещё раз произнесём слова,выделяя плащ.

-А сейчас наступила минутка чистоговорок. При произнесении чистоговорок длительно выделяем звук «щ»,губы при этом в «улыбке».

Щами, щами, щами – мои товарищи довольны плащами.

Щах, щах, щах - мои товарищи были в плащах.

Щей, щей, щей – в магазине нет плащей.

Щам, щам, щам – мои товарищи рады плащам.

Плащ- лёгкое пальто. Каким может быть плащ?

Модный, старинный, солдатский, приталенный, просторный (картинки).

Если дорого стоит - дорогущий плащ. Если сшит из блестящей ткани – блестящий плащ (показ плаща из блестящей ткани). У волшебников волшебный плащ (показ картинки). Плащ из кожи – кожаный плащ (показ плаща из кожи). У солдата - солдатский плащ (картинка).

-Составьте предложения со словосочетаниями дорогущий плащ, блестящий плащ, волшебный плащ, кожаный плащ, солдатский плащ.

Пока мы с тобой проговаривали чистоговорки и предложения прибежал щенок Бимка и стал играть с дорогущим плащом (демонстрация дорогущего плаща и щенка Бимки).

-Посмотри,что делает Бимка? Отвечая на мой вопрос, следи за правильным произнесением «щ». (Бимка играет с дорогущим плащом).

-А сейчас, что делает Бимка?

(Учитель-логопед демонстрирует игру Бимки с плащом: Бимка под плащом. Бимка ползёт по плащу. Бимка переползает через плащ. Бимка укрывается плащом. Ребёнок составляет предложения об увиденном, утрированно произнося «щ».).

Бимка залез под дорогущий плащ. Бимка ползёт по дорогущему плащу. Бимка переползает через дорогущий плащ. Бимка укрывается дорогущим плащом.

-А сейчас со Звуковичком поиграем в «Подбери пару».Перед вами лежат картинки плащ, плащик, плащище, плащовка, плащевая ткань. О чём можно можно сказать «просторный»(просторный плащище, «дорогущая» (дорогущая плащовка, «короткий» (короткий плащик, «солдатский»(солдатский плащ, «женский» (женский плащ).

-Что-то наш Звуковичок заскучал. Давайте с ним поиграем в «Четвёртый лишний».

Плащ, плачет, плащик, плащовка.

Плакучая, плащик, плащевая, плащище.

-А сейчас поиграем в «Запомни и повтори»:

Ща-ща- ся

Ся-ща-ща

Ща- -ся- ща

-Что-то наш Звуковичок проитомился. Дорогой Звуковичок, отдохни. Олежка для тебя приготовил подарок. Он придумал рассказ о волшебном плаще. (Мальчик рассказывает историю про сон о волшебном плаще).

-пришло время прощаться со звуковичком. мы будем рады тебя видет ещё много- много раз.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Конспект занятия по коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Тема занятия: «Волчок».

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фонема «Щ»
Опубликовано: 23 октября 2012 в 11:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...