Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»

Виолетта Попова
Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»

Фонематические процессы и слуховое внимание

Тематический цикл «Игрушки»

Раздел 1

Словарь по теме

Существительные: машина, кукла, самолёт, паровоз, коляска, пирамидка, матрёшка, пистолет, мяч, юла, посуда.

Прилагательные: красный, зелёный, синий, круглый, квадратный, овальная, меховая, гладкая, пластмассовая, резиновая, любимый, заводной, новый, старый, необычная, лёгкая, деревянная, твёрдая, шероховатая, мягкая.

Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, одевать, бросать, мыть, стрелять, сидеть, лежит, плачет.

Раздел 2

Художественное слово

Стихи

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

«Заводная машинка»

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заведите-

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится.

«Мячик»

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю не знаю о чём…

А мячик, как солнце горит надо мной,

Потом повернётся другой стороной.

И станет зелёным, как травка весной.

Загадки

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Ростом мал, да удал-

От меня ускакал. (мяч)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

Лексико-грамматические игры т упражнения

Цель: дети должны усвоить обобщающее понятие «игрушки»; предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

«Мы игрушками играем»

Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с воспитателем, заучивая наизусть.

«Назови картинку»

Воспитатель выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет их и просит детей повторить название.

«Игрушки-малютки»

Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: кукла-куколка, машина-машинка.

«Один – много»

Воспитатель обращается к каждому ребёнку: «У тебя один гномик, а в магазине много (гномиков) и т. д.

«Четвёртый лишний»

Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, юлу, куклу, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным.

«Назови какая»

Воспитатель говорит: «Игрушка из резины – резиновая».

Дальше отвечают дети.

Из железа -…

Из меха - …

Из дерева - …

Из пластмассы - …

Раздел 3

Развитие связной речи

Рассказы по теме «Игрушки»

План рассказа:

1. название игрушки.

2. описание игрушки.

3. из чего она сделана.

4. как с ней играть.

5. как игрушка к тебе попала.

6. чем она тебе нравится.

7. какой подарок ты бы хотел получить на день рождения.

«Кубик о кубик» Я. Тайц Пересказ

Взрослый читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми:

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

-Дай башню!

-Не дам!

Дай хоть кубик!

Один кубик возьми!

Миша протянул руку и – хвать самый нижний кубик. И вмиг – трах-тара-рах! Вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Раздел 4

Игры на развитие психически-познавательных процессов

«Собери пирамидку»

«Мячи для котят» - лепка из пластилина.

«Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с натуральным изображением игрушек.

• Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кубик, кирпич).

«Определи на ощупь»

«Сухой бассейн»

«Разрезанные игрушки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

Раздел 5

Закрепление лексико-грамматических средств языка в ходе режимных моментов

«Оживи игрушки» музыкальное развлечение.

Сидели на полке (присаживаются, руки на поясе,

Стояли на полке (выпрямляются, руки на поясе,

Слоны и верблюды (изображают руками хобот, наклоном – горб,

Собаки и волки («коготки» вперёд на сильные доли такта,

Пушистые кошки (плавные движения лапок,

Губные гармошки (изображаем игру на губной гармошке,

И утки, и дудки (изображаем руками клювы, игру на дудочке,

И куклы-матрёшки (кружатся в танце).

«Шарик» подвижная игра

Дети раздувают шарик, поднимают руки, делая вдохи через нос и выдохи через рот с шипением ш-ш-ш. Руками изображают большой шар. Бегут легко на носочках с поднятым вверх шаром, поют:

Полетел наш шарик, шарик голубой,

Побежали за шариком, за шариком гурьбой,

Только, шарик, далеко не улетай, не улетай!

С нами ты побудь и поиграй, и поиграй…

«Погремушка» физминутка

Поиграем мы немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп!

Хлоп, хлоп, хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее.

Топ, топ, топ!

Топ, топ, топ!

«Танюшины игрушки» пальчиковая игра

У нашей Танюшки живые игрушки:

Котёнок-милёнок, щенок-лопоушка,

И мышка смешная по кличке Норушка.

(сжать пальцы в кулак и поочерёдно разгибать, начиная с большого)

Гладит Танюшка щенка-лопоушку,

Щекочет милёнка за ушком,

А мышка Норушка грустит за подушкой.

(одной затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев)

Не видит хозяйка, что мышка норушка

Давно уж доела ватрушку и ждёт когда крошки от пышки

Достанутся маленькой мышке.

(поставить локоть на стол, пальцы сложить щепоткой, ритмично наклонять кисть руки в низ. Имитировать сбор крошек с поверхности стола).

Утренняя гимнастика

«Мячики»

Прыжки на месте, чередуя с ходьбой.

«Погремушки»

Поднимать руки с погремушками снизу вверх через стороны; потрясти погремушками и опустить через стороны вниз, сказать «Динь-динь-динь»

«Шарик»

Лёжа на спине, руки подвести к животу, ноги согнуть в коленях – «стать круглым, как шарик», снова лечь на спину.

«Кораблик» артикуляционная гимнастика

Взрослый и ребёнок делают бумажный кораблик. Опускают его на воду. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребёнок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок натяни паруса!

Кораблик гони до Волги - реки!

«Моя любимая игрушка» дидактическая игра

Цель: обогатить словарный запас;

Научить детей определять предмет по называнию его составных частей.

Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не показывая её, и рассказывают о ней. Остальные дети должны отгадать.

«Больница для игрушек» сюжетно-ролевая игра

Оборудование: поломанные игрушки.

Ход игры: дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору»:

«У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки» и т. д.

Раздел 7

Рекомендации родителям по закреплению темы в домашних условиях

Задание 1

Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек;

• Определить материал, из которого они сделаны;

• Отметить внешние признаки игрушки: форма, цвет, качество;

• Провести с ребёнком беседу о бережном обращении с игрушками;

• В качестве экскурсии сводить ребёнка в магазин игрушек.

Задание 2

Выучить с ребёнком стихотворение А. Барто 2Игрушки»

Задание 3

Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»

Ребёнку предлагается закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её.

Задание 4

Дидактическая игра «Назови ласково»

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: мяч – мячик.

Задание 5

Подобрать действия к предмету: мяч летит, прыгает, катается, скачет.

Задание 6

Пальчиковая игра «Заводные машинки»

Играющие сцепляют пальцы в замок (все кроме больших) и превращаются в заводные машинки. Ключ в руках ведущего. Он «заводит» машину тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогается с места, со звуком «ж-ж-ж»! Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания).

Публикации по теме:

Игра «В гостях у гнома»Игра «В гостях у гнома» Игра формирует лексико-грамматический строй речи, развивает фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова, связную речь.

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 13:47
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...