Форма речи детей дошкольного возраста

Тамара Степаненко
Форма речи детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную. К 6-7 годам речь развита уже достаточно хорошо, но дефекты произношения нескольких групп звуков, например, шипящих и свистящих встречаются. Бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: р, л, ш, ж, это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения: неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и другое, а также неправильным произношением звуков окружающими.

Форма речи детей дошкольного возраста

В этих случаях большое значение уделяю работе над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью. Богатейший материал дают произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала чётко и выразительно произношу скороговорку, например, «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят», затем ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорку произносим громко-тише шепотом. Для развития темпа речи скороговорку произносим быстро-умеренно-замедленно и наоборот.

Чтобы дети усваивали различные интонации: повествование, вопрос, восклицание, провожу с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихотворения.

Дети старшего дошкольного возраста не только подражают интонациям взрослого, но могут и сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование. Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний: сапог, девочек, берёзок и тому подобных, а также окончаний –ей: людей, карандашей, ежей, дети нередко употребляют окончания –ев, -ов.

Как добиться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребёнок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознаёт её правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показываю картинку с изображением одного лисёнка, медвежонка, щенка и других детёнышей животных. На следующей картинке два лисёнка, затем много лисят. Путём упражнений дети усваивают правильное произношение этих слов.

Такие упражнения хорошо провожу играя, например, называю животное, ребёнок – детёнышей. Подобные игры провожу и с другими существительными (названия овощей, фруктов, ягод, одежды, обуви и другие).

Распространённой ошибкой у дошкольников является и неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираю различные картинки. Например, это что? – ведро, какое оно? –голубое; какие? – голубые; много чего? – голубых вёдер.

Для себя в работе по обогащению словаря ребёнка, разработала систему упражнений. Вот некоторые из них:

1. Подбор определений и эпитетов. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, весёлые, охотничьи, пожарные).

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, листья срывает, пыль поднимает и т. д.)

3. Подбор обстоятельств. Работать можно как? (Хорошо, прилежно, лениво и т. д.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришёл почтальон, принёс).

6. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребёнка, но и сделать более активным. Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания. А задача взрослых воспитать в детях способность чувствовать художественную выразительность слова, формировать любовь к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.

Публикации по теме:

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Форма речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 00:25
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...