Форма речи детей дошкольного возраста

Тамара Степаненко
Форма речи детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную. К 6-7 годам речь развита уже достаточно хорошо, но дефекты произношения нескольких групп звуков, например, шипящих и свистящих встречаются. Бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: р, л, ш, ж, это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения: неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и другое, а также неправильным произношением звуков окружающими.

Форма речи детей дошкольного возраста

В этих случаях большое значение уделяю работе над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью. Богатейший материал дают произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала чётко и выразительно произношу скороговорку, например, «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят», затем ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорку произносим громко-тише шепотом. Для развития темпа речи скороговорку произносим быстро-умеренно-замедленно и наоборот.

Чтобы дети усваивали различные интонации: повествование, вопрос, восклицание, провожу с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихотворения.

Дети старшего дошкольного возраста не только подражают интонациям взрослого, но могут и сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование. Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний: сапог, девочек, берёзок и тому подобных, а также окончаний –ей: людей, карандашей, ежей, дети нередко употребляют окончания –ев, -ов.

Как добиться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребёнок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознаёт её правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показываю картинку с изображением одного лисёнка, медвежонка, щенка и других детёнышей животных. На следующей картинке два лисёнка, затем много лисят. Путём упражнений дети усваивают правильное произношение этих слов.

Такие упражнения хорошо провожу играя, например, называю животное, ребёнок – детёнышей. Подобные игры провожу и с другими существительными (названия овощей, фруктов, ягод, одежды, обуви и другие).

Распространённой ошибкой у дошкольников является и неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираю различные картинки. Например, это что? – ведро, какое оно? –голубое; какие? – голубые; много чего? – голубых вёдер.

Для себя в работе по обогащению словаря ребёнка, разработала систему упражнений. Вот некоторые из них:

1. Подбор определений и эпитетов. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, весёлые, охотничьи, пожарные).

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, листья срывает, пыль поднимает и т. д.)

3. Подбор обстоятельств. Работать можно как? (Хорошо, прилежно, лениво и т. д.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришёл почтальон, принёс).

6. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребёнка, но и сделать более активным. Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания. А задача взрослых воспитать в детях способность чувствовать художественную выразительность слова, формировать любовь к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.

Публикации по теме:

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
Автор публикации:
Форма речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 00:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий фотоотчет по кружковой работе «Речетворчество» в подготовительной группе....
Творческий фотоотчет по кружковой работе "Речетворчество" в подготовительной группе. Выполнила: воспитатель Назарова Т. А. В течение года, 1 раз в...
Конспект НОД в старшей группе по лепке на тему: «Космонавт к полету готов» (по...
Цель: обучение объемной лепке космонавта в характерной экипировке; закрепление знаний о космосе. Задачи: учить лепить фигуру человека комбинированным...
Лучшая авторская дидактическая игра. Игра «Покорми зайку»
Добрый день, дорогие коллеги. Предлагаю вам поиграть вместе с моими малышами в интересную развивающую дидактическую игру, которую я сама и придумала. Игра...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Посади бабочек на цветочки».
Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские...
Смотр художественной самодеятельности между педагогическими коллективами учреждений...
Фото отчет «Этих дней не смолкнет слава» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ д/с №16 города Орехово – Зуево Московской...