Лучший педагог года

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

Елена Дуданова
Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

1. Развитие артикуляционного праксиса с помощью массажа ложками

Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т. е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Публикация «Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками» размещена в разделах

Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной деятельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?

Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е. Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений.

А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса.

Афферентный артикуляционный праксис (кинестетический) — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы, которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис (кинетический) — это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по. способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.

Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях – от изолированного произношения до произношения в связной речи – это и есть формирование артикуляционного праксиса.

Логопедическая работа при речевых патологиях проводится поэтапно. Цель первого, подготовительного этапа - подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов и артикуляционного праксиса.

Одним из наиболее действенных способов коррекционного воздействия на данном этапе является логопедический массаж и самомассаж.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Логопедический массаж показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.

Не вполне ясна история происхождения слова «массаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского «mass» или «rnasch»«нежно надавливать, касаться», другие — от греческого «masso»«сжимать руками», третьи — от латинского «massa»«прилипающее к пальцам».

Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, технологий и методов, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Одним из таких методов мы считаем применение приёмов логопедического массажа ложками - это одна из новых методик логопедического массажа, предложенная и описанная известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук. Данный вид массажа в своей работе я использую второй год.

Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа : поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Массаж ложками имеет ряд преимуществ:

Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть.

Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.

Занимаясь с ребенком можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.

Дети обучаются приемам самомассажа ложками под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу ложками, показываем каждый прием на себе и комментируем его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

При проведение логопедического массажа я обращаю внимание на противопоказаниях. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, я беседую с мамой и собираю анамнез. Ни в коем случае не делаю массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, высыпания и др., при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делаю массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения).

2. Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:

«Цветочек», «Пёрышко», «Листья летят», «Платочек», «Жук полетел»,

«Покатай карандаш», «Рыбаки плавают», «Вертушки», «Дудочка»,

«Пускание мыльных пузырей», «Птичка летает», «Свистулька»,

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному.

3. Развитие фонематических процессов

Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.

Упражнения по рпзвитию фонематических процессов направлены на развитие слуховой дифференциации звуков, на запоминание и повторение слоговых цепочек, отдельных слов, серии слов, запоминание смысловых рядов, запоминание и повторение фраз и т. д.

Упражнения и игра на развитие фонематических процессов:

«Шумящие коробочки», «Чудо-звуки», «Слушай, пробуй, как звучит», «Угадай, что звучало», «Громко — тихо»,«Камертон»,«Узнай свой голос», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Исправь ошибку в предложении» и др.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т. е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.

Для развития общей моторики проводятся упражнения на координацию, упражнения на сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением: «Лодочка», «Снеговик», «Дерево», «Кощей бессмертный», «Марионетки», «Кулачки», «Яйцо», «Маляр», «Колобок», «Бревнышко», «Слоник», «Гусята» и др.

Мелкая моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Для развития мелкой моторики можно использовать следующие приемы и упражнения: пассивную гимнастику - массаж рук и пальчиков используя простые приемы: поглаживание, растирание, вибрация; пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, рисование, раскрашивание, аппликации, вырезание ножницами, лепку из пластилина, соленого теста, шнуровки, штриховки, перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заключение

Используя самомассаж ложками в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я выявила положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. С помощью массажа ложками происходит развитие мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в формировании артикуляционного праксиса, профилактике и коррекции речевых нарушений.

Список литературы:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Т. «Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». – М. : Книголюб, 2005.

3. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

4. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления

5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. : Гном и Д, 2008.

6. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. СПб. : Издательский дом «Литера», 2014.

7. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М. : Просвещение, 1989 г.

9. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М. :Просвещение, 1987г.

10. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М. :МГОПИ,1993.-72с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учрежде-нии. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Дидактическое пособие для развития артикуляционного праксиса «Лягушка-квакушка»Дидактическое пособие для развития артикуляционного праксиса «Лягушка-квакушка» Ростовая игрушка "Лягушка-квакушка" пособие для развития артикуляционной моторикиРостовая игрушка способствуют развитию правильного произношения.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Формирование математических представлений посредством дидактических игр Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматических средств языка в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Мебель».

Логопедический массаж ложкамиЛогопедический массаж ложками В последнее время мы слышим все чаще: "Ребенок хороший, но не говорящий. А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно". Но мы для того и даны.

Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в.

Сценарий осеннего праздника «Путешествие в осенний лес с волшебными ложками» Юго – восточное управление образования г. Москвы. ГОУ Детский сад компенсирующего вида №773 Сценарий Осеннего праздника «Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками
Опубликовано: 20 января 2017 в 16:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД