Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии

Эльвира Волкова
Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии

Пояснительная записка

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Для сотрудничества нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и семьи в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС по вопросам безопасности и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения через сказкотерапию.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания дошкольников.

Актульность

В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.

Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.

Сказкотерапия

– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.

Новизна

Для закрепления пройденного материала в обучении с детьми педагоги используют ЭОР. Мультимедийные презентации, это самый интерактивный способ представления информации по принципу «Рассазываю и показываю». Педагоги проводят занятия с применением компьютера, где подготовит материалы к занятию и дети положительно воспринимают перемены. Презентации «Знай правила движения как таблицу умножения, «Осторожно-дорога», «Дорожные знаки», Азбука пешехода» и т. д. выполняют функции демонстрационного материала, которые заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.

Цель: Формирование безопасного поведения на дорогах у дошкольников через сказкотерапию.

Задачи

1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей

2. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

3. Организовать работу по развитию словесного творчества,

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения и культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Направления

• Активность

• Самостоятельность

• Творчество

• Эмоциональность

• Произвольность

• Связная речь

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Игровые методы и приемы сказкотерпии :

• Словесная режиссерская игра,

• ритмические упражнения

• словесное комментирование,

• фантазирование, словесное рисование

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:

1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.

2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Результативность

У Детей

1. Обогатился внутренний мир ребенка,

2. Научились находить выход из проблемной ситации

3. Улучшилось социально-эмоциональное состояние детей

4. Повысилась самооценка

5. Расширился словарный запас и словесное фантазирование

6. Снизился уровень тревожности и агрессивности

7. Выработалась привычка правильно вести себя на дорогах.

8. Научились придумывать собственные сказки.

Родителей

1. Создание авторских иллюстрированных книжек-малышек по ПДД.

Педагоги

1. Активизирована работа по организации общения детей- родителей- педагогов в процессе создания сказок по ПДД

2. Изготовление авторских книжек-малышек

3. Создание мультимедийных презентаций по авторским сказкам.

1. Работа с детьми:

• посещение библиотеки «Интеллект

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности «Мы пешеходы».

• Словесные режиссерские игры

• Изотерапия

• выставки рисунков и поделок по ПДД «Добрая дорога детства;

• совместные праздники «Это каждый должен знать обязательно на «5», КВН «Знай правила движения как таблицу умножения», «В стране Сфетофории» и т. д.

• использование мультимедийных презентаций «Азбука пешехода», «Узнай дорожный знак»

• просмотр познавательно-обучающих фильмов по ПДД «Уроки Совушки Совы», «Минутки безопасности»

• Участие в театрализованных представлениях, кукольных спектаклях «Приключения Хрюши», «Красная шапочка» на новый лад, Волк и семеро козлят, «Жили у бабуси два весёлых гуся» и т. п

2. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ

• Мастер-класс «Книжки для малышей»

• творческие мастерские по изготовлению книжек с применяем интерактивных способов ;

• театрализация авторских сказок (дети-родители)

• семейные вечера, тематические досуги;

• Копилка родительских идей

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки)

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Вывод

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

Сказкотерапия -это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.

Представляю презентацию сказки на новый лад "Два веселых гуся"

Аннотация

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста. Совершая с героями сказок (утят,)увлекательное путешествие, дети учатся правилам дорожного движения. Презентация встроенной анимацией, музыку можно использовать во время презентации отдельно. Переход к слайду по щелчку.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Игра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоцииИгра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоции Цель игры: способствовать развитию умения выражать свои эмоции, расширять и уточнять знания об окружающем мире, учить выделять свойства.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:43
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...