МААМ-картинки

Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии

Эльвира Волкова
Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии

Пояснительная записка

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

Публикация «Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии» размещена в разделах

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Для сотрудничества нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и семьи в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС по вопросам безопасности и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения через сказкотерапию.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания дошкольников.

Актульность

В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.

Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.

Сказкотерапия

– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.

Новизна

Для закрепления пройденного материала в обучении с детьми педагоги используют ЭОР. Мультимедийные презентации, это самый интерактивный способ представления информации по принципу «Рассазываю и показываю». Педагоги проводят занятия с применением компьютера, где подготовит материалы к занятию и дети положительно воспринимают перемены. Презентации «Знай правила движения как таблицу умножения, «Осторожно-дорога», «Дорожные знаки», Азбука пешехода» и т. д. выполняют функции демонстрационного материала, которые заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.

Цель: Формирование безопасного поведения на дорогах у дошкольников через сказкотерапию.

Задачи

1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей

2. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

3. Организовать работу по развитию словесного творчества,

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения и культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Направления

• Активность

• Самостоятельность

• Творчество

• Эмоциональность

• Произвольность

• Связная речь

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Игровые методы и приемы сказкотерпии :

• Словесная режиссерская игра,

• ритмические упражнения

• словесное комментирование,

• фантазирование, словесное рисование

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:

1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.

2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Результативность

У Детей

1. Обогатился внутренний мир ребенка,

2. Научились находить выход из проблемной ситации

3. Улучшилось социально-эмоциональное состояние детей

4. Повысилась самооценка

5. Расширился словарный запас и словесное фантазирование

6. Снизился уровень тревожности и агрессивности

7. Выработалась привычка правильно вести себя на дорогах.

8. Научились придумывать собственные сказки.

Родителей

1. Создание авторских иллюстрированных книжек-малышек по ПДД.

Педагоги

1. Активизирована работа по организации общения детей- родителей- педагогов в процессе создания сказок по ПДД

2. Изготовление авторских книжек-малышек

3. Создание мультимедийных презентаций по авторским сказкам.

1. Работа с детьми:

• посещение библиотеки «Интеллект

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности «Мы пешеходы».

• Словесные режиссерские игры

• Изотерапия

• выставки рисунков и поделок по ПДД «Добрая дорога детства;

• совместные праздники «Это каждый должен знать обязательно на «5», КВН «Знай правила движения как таблицу умножения», «В стране Сфетофории» и т. д.

• использование мультимедийных презентаций «Азбука пешехода», «Узнай дорожный знак»

• просмотр познавательно-обучающих фильмов по ПДД «Уроки Совушки Совы», «Минутки безопасности»

• Участие в театрализованных представлениях, кукольных спектаклях «Приключения Хрюши», «Красная шапочка» на новый лад, Волк и семеро козлят, «Жили у бабуси два весёлых гуся» и т. п

2. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ

• Мастер-класс «Книжки для малышей»

• творческие мастерские по изготовлению книжек с применяем интерактивных способов ;

• театрализация авторских сказок (дети-родители)

• семейные вечера, тематические досуги;

• Копилка родительских идей

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки)

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Вывод

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

Сказкотерапия -это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.

Представляю презентацию сказки на новый лад "Два веселых гуся"

Аннотация

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста. Совершая с героями сказок (утят,)увлекательное путешествие, дети учатся правилам дорожного движения. Презентация встроенной анимацией, музыку можно использовать во время презентации отдельно. Переход к слайду по щелчку.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Игра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоцииИгра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоции Цель игры: способствовать развитию умения выражать свои эмоции, расширять и уточнять знания об окружающем мире, учить выделять свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД