Лучший педагог года

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

Настя Щукина
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

Щукина Анастасия Вячеславовна

Научный руководитель:

Закутняя Татьяна Викторовна

В настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.

Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как федеральный Закон «Об образовании в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (6, Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (5), «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (4).

Актуальность данной темы определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности, необходимостью создания целостной педагогической системы формирования здорового образа жизни, как ценности культуры личности, где дошкольное образование занимает ключевую позицию.

Сегодня определение здоровья рассматривается с разных позиций: как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (1); как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения); как один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Мы считаем, что здоровье является ценностью человека, которую необходимо культивировать с детства.

Однако, большая часть современной молодежи страдает инфантилизмом - у них не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что отражается в постоянном росте нервно-психических нарушений, пристрастия к алкоголю, наркотикам, появлению избыточной массы тела и др. Для большинства из них здоровье не является важной составляющей полноценной жизни, отсутствует достаточная мотивация по его формированию.

Многие исследователи, занимаясь проблемой ценностного отношения к здоровью, выделяют следующие его уровни: биологический (связан с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды, психологический (связан с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни, социальный (связан с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума).

Данные характеристики соответствуют такому понятию как здоровый образ жизни, задачей которого является профилактика болезней и укрепление здоровья личности с помощью правильного распорядка и режима дня. Формирование здорового образа жизни обеспечивается следующими средствами:

-закаливание - мощное оздоровительное средство, позволяющее избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Оно оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Например, в старшей группе можно использовать оздоровительные прогулки, ежедневные умывания прохладной водой, полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры, воздушные ванны после сна, ходить босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна.

-физическая культура как сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

На занятия физкультуры со старшей группой мы эффективно использовали разные мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Например, формировали осанку, предотвращали плоскостопие, формировали равновесие;

-утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Гимнастика помогает более быстрому переходу организма от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. Систематически проводимая гимнастика повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. Ежедневная гимнастика воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Например, на зарядке мы использовали следующий комплекс упражнений: ходьба друг за другом на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, как пингвины, как солдатики, как куклы, змейкой вдоль зала, по диагонали; бег друг за другом, поперек зала змейкой, по диагонали; ходьба; построение в звенья;

-личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

-рациональное питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждает и лечит заболевания. На практике пробных занятий мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста беседу «Витаминки – наши друзья», целью которой было знакомство дошкольников с витаминами, их влиянием на организм. В ходе просмотра презентации ребята познакомились с разнообразием овощей и фруктов, в конце занятия они лепили те продукты, которые составляют основу ежедневного их питания;

-прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Например, на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста мы играли в подвижные игры с элементами трудовой деятельности, в ходе которой ребята помогли очистить площадку от веток. Эффективно использовали разные мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Например, на практике пробных занятий мы проводили «Веселые старты». Этот вид оздоровительной работы относится к досуговой деятельности. Целью «Веселых стартов» было приобщить детей к здоровому образу жизни, привить любовь и интерес к занятиям физической культурой.

Используя разные средства в детском саду, мы формируем у дошкольников ценностное отношение к здоровью как внутреннюю позицию человека, отражающая многообразные его связи с факторами среды жизни, оказывающими воздействие на здоровье в целом и его отдельные аспекты - физический, психический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный, имеющие личностную и социальную значимость [И. В. Вершинина].

Поэтому и процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный; духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того, чтобы управлять своим здоровьем, ребенку необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний, что возможно при непосредственном участии взрослых – родителей, воспитателей, общества в целом.

Список литературы

1. Гл. ред. 1-7 тт. - С. И. Вавилов, 8-51 тт. - Б. А. Введенский. 2-е изд.

Т. 1-51. М., «Большая сов. энциклопедия».

2. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М., 2002.

3. Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 274-276.) В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (И. В. Журавлева, В. Н. Мясищев, A. A. Реан и др.

4. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"

5. Указ Президента РФ от 20.04.1993 N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Публикации по теме:

Конспект «Формирование привычки к здоровому образу жизни» «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского.

Конспект занятия ясельной группы «Формирование привычки к здоровому образу жизни как средство воспитания здорового ребёнка» Конспект занятия ясельной группы «Формирование привычки к здоровому образу жизни как средство воспитания здорового ребёнка» Подготовила:.

Консультация «Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» г. ТАРКО-САЛЕ Консультация.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» План по самообразованию педагога Диордица Наталии Анатольевны на 2016-2017 учебный год Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни».

Приобщение детей к здоровому образу жизни ГБДОУ детский сад №49 Приморского района Санкт-Петербурга Приобщение детей к здоровому образу жизни Воспитатель: Кистень Наталья.

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране.

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни» .

Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста .

Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 20:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД